Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В данной статье рассмотрены отдельные аспекты актуализации проблемности в обучении бакалавров в сфере экономики. Данная проблема актуальна, поскольку современная система экономического образования, отражающая основные тенденции социально-экономического развития России, испытывает огромную потребность в новых подходах и методах обучения. Одним из наиболее эффективных путей повышения познавательной активности и самостоятельности обучающихся, занимающих активную жизненную позицию, познающих мир, владеющих необходимым набором профессиональных компетенций, способных обеспечить инновационный характер развития экономики нашей страны, является проблемное обучение. В статье дается обоснование использования данного типа обучения в системе высшего экономического образования. В свете современных требований , сформулированных в основных федеральных законах и федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, изменение содержания и форм педагогического процесса, использование активных методов обучения является актуальным и необходимым явлением. Автор показывает, что использование проблемного обучения обеспечивает инновационный характер образовательного процесса. Особое внимание уделяется точкам соприкосновения проблемного и компетентностного подходов в подготовке будущих экономистов, оценивается роль и место проблемности в контексте современного экономического образования. По мнению автора, точкой совпадения проблемного и компетентностного подходов будет являться понятие «деятельность» как приобщение к новому, поскольку поиск и усмотрение нового происходит через деятельность и через включение обучающегося в сам процесс деятельности. В статье подчеркивается, что внедрять и продвигать инновации в экономике могут только творческие, профессионально компетентные выпускники, получившие современное инновационное образование. Проблемное обучение предполагает формирование и развитие творческого мышления будущих экономистов на основе решения проблемных задач.
Ключевые слова
проблемное обучение; компетентностный подход; профессиональная компетентность; бакалавр в сфере экономики; экономические дисциплины; экономическое образование; проблемная задача; problem training; competence-based approach; professional competence; bachelor
THE ACTUALIZATION OF THE PROBLEM EDUCATION OF BACHELORS OF ECONOMICS UNDER IN COMPETENCEAPPROACH CONDITIONS
In this article certain aspects of the actualization of problem character in training of bachelors in the sphere of economics are considered. This problem is topical as the modern system of economic education reflecting main tendencies of social and economic development of Russia experiences a huge need for new approaches and methods of training. One of the most effective ways of increasing cognitive activity and independence of students, taking active life position, learning the world, owning a necessary set of professional competences, capable of providing innovative nature of development of economy of our country, is problem training. The article gives justification of the use of this type of training in the system of higher economic education. In the context of modern requirements formulated in basic federal laws and federal state educational standards of the higher education, competence-based approach, the change of the content, forms of pedagogical process, the use of active methods of training is topical and necessary phenomenon. The author shows that the use of problem training provides innovative nature of educational process. The author points to a common ground of problem and competence-based approaches in training of future economists, estimates the role and the place of problem character in the context of modern economic education. According to the author, the coincidence point of problem and competence-based approaches will be the concept of "activity" as familiarization with new as the search and the judgment of the new happens through activity and through the inclusion of the student into activity. In the article it is emphasized that only creative, professionally competent graduates in the field of economics who got a modern innovative education can introduce and advance innovations in economy. Problem training assumes the formation and the development of creative thinking of future economists of the basis of the solution of problem tasks.
Список литературы
-
Акимова, А.Р. Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров [Текст] / А.Р. Акимова, М.И. Волк // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2016. № 1. - С. 71-76.
-
Долженко, О.В. Университет в условиях межцивилизационного зазора [Текст] / О.В Долженко // Альма-матер. - 2007. - № 5. - С. 12-19.
-
Мальгин, В.А. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. [Текст] / В. А. Мальгин. - Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления, права, 2001. - 112 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327.