Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Проблему выбора профессии необходимо решать каждому человеку в тот момент, когда он заканчивает школу. Однако право на выбор профессии, как показывает практика, порой очень трудно реализовать из-за отсутствия у выпускников профессионального самоопределения, из-за неумения оценить собственные способности и выявить свои интересы и склонности. Любая профессия и специальность предъявляют определённые требования к человеку. Приобрести эти знания и умения, необходимые для осознанного выбора профессии, поможет профориентационная работа, являющаяся одним из приоритетных направлений в развитии образования и экономики страны. Содержание профориентационной работы сегодня как никогда нуждается в обновлении, в новых идеях, методах и концепциях. За последние 20 лет педагогическая модель процесса профессионального самоопределения в школе значительно устарела и уже не соответствует требованиям, которые предъявляет к ней общество, меняющееся стремительными темпами. В качестве нового и перспективного средства формирования профессионального самоопределения мы предлагаем использовать декоративно-прикладное искусство, интегрированное в образовательный процесс в виде дополнительных занятий и факультативов. Основная часть статьи посвящена изучению феномена декоративно-прикладного искусства в образовательной деятельности. Показана его связь с другими науками, роль и значение в истории, образовании и жизни человека. Опираясь на опыт научных исследований, посвященных проблеме влияния искусства на формирование личности и её самоопределение, автор представляет собственную модель взаимодействия данных понятий. На основе изученной научной литературы и практического опыта работы в школе была разработана и реализована программа констатирующего эксперимента. Особое внимание уделено организации образовательного процесса, его основным принципам, подходам, соответствию целей и задач программы современным образовательным стандартам.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение; профориентация; декоративно-прикладное искусство; народное творчество; творческие способности; professional self-determination; career guidance; decorative and applied arts; folk art; creativity
decorative and applied arts as A means of THE formation OF schoolchild’S professional self-determination
The problem of choosing a profession must be solved by every person at the moment when he finishes school. However, the right to choose a profession, as the practice shows, is very difficult to implement because of the lack of professional self-determination, because of inability to assess own skills and identify own interests and inclinations. Any occupation and profession makes certain demands to an individual. To get knowledge and skills necessary for the conscious choice of profession, the professional orientation work will help, which is one of the priorities of education and the economy. Over past 20 years, pedagogical model of the professional self-determination at school has significantly gone out of date and no longer meets the requirements that society, which is changing rapidly, demands from it. As a new and promising means of the formation of the professional self-determination, we propose to use decorative and applied arts, integrated into the educational process in the form of extra and elective classes. The main part of the article is devoted to studying the phenomenon of decorative art in the educational activity. Its connection with other sciences, the role and significance in history, education, and human life is shown. Basing on the experience of scientific research on the problem of the influence of art on the formation of identity and self-determination, the author presents his own model of the interaction of these concepts. On the basis of the study of scientific literature, and practical experience at school, a program of the ascertaining experiment has been developed. Particular attention is paid to the organization of educational process, its basic principles, approaches, compliance with goals and objectives of the program to modern educational standards.
Список литературы
-
Вакуленко, Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика [Текст] / Е. Г. Вакуленко. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 381 с.
-
Власов, В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Г. Власов. - СПб., 2012. - 156 с.
-
Константинова, С.С. История декоративно-прикладного искусства [Текст] / С.С. Константинова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 187 с.
-
Кузнецов, В.Г. Философия [Текст]: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - М.: ИНФРА-М, 2004.
-
Климов, В.В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия; электронное периодическое издание Вестник ОГУ on-line, №7, Оренбургский государственный университет, 2007.
-
Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с: ил.
-
Титов, В.И. Теория и история декоративно-прикладного творчества [Текст]: учеб. пособие / В.И. Титов. - Челябинск, 2006. - 207 с.