Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
В статье раскрывается сущность профессионального становления начинающего преподавателя, обосновывается значимость процесса профессиональной адаптации. Отмечается, что успешность профессиональной деятельности преподавателя напрямую зависит от уровня его профессиональной квалификации, которая представлена как многокомпонентное интегральное образование, ведущая роль в котором принадлежит профессиональной компетентности, проявляющейся в творческой индивидуальности, личностной заинтересованности к деятельности, в восприимчивости и включении в освоение педагогических инноваций, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Изучение особенностей процесса профессиональной адаптации начинающего преподавателя в вузе, в том числе и в ведомственном, позволило определить ряд противоречий между потребностью ведомственных вузов в высококвалифицированных педагогах-профессионалах и недостаточной их подготовленностью к осуществлению педагогической деятельности. Разрешение выявленных противоречий возможно только при условии исследования педагогических аспектов профессиональной адаптации начинающего преподавателя в ведомственных вузах к усложнившимся условиям деятельности, что подтверждает ее сложность и многоаспектность. Применительно к ведомственному вузу установлено, что начинающие педагоги испытывают значительные затруднения в отдельных компонентах педагогической деятельности, а именно учебном, методическом, научном. Определено, что основными причинами этого являются: низкий уровень подготовленности к реализации преподавательской деятельности; недостаточность методических, психолого-педагогических знаний; недостаточность или отсутствие необходимых профессиональных умений, специфичность условий, в которых осуществляют свою педагогическую деятельность начинающие преподаватели ведомственного вуза. Рассмотрено влияние методической подготовки начинающего преподавателя ведомственного вуза на процесс профессиональной адаптации. Отмечается значимость вопроса о форме помощи начинающему преподавателю в период адаптации к профессиональной деятельности, которая определена как педагогическое сопровождение, способствующее успешному профессиональному становлению начинающего преподавателя в вузе.
Ключевые слова
профессиональное становление; профессиональная адаптация начинающего преподавателя ведомственного вуза; методическая система профессиональной адаптации начинающего преподавателя; педагогическое сопровождение; professional development; professional adapt
PROBLEMS OF FORMATION OF A BEGINNING LECTURER OF A DEPARTMENTAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
The article reveals the essence of professional development of a beginning lecturer, explains the significance of the process of professional adaptation. It is noted that the success of lecturer’s professional activity depends on the level of his professional qualification, which is represented as a multicomponent integral education, in which the leading role belongs to the professional competence that manifests itself in a creative individuality, personal interest in activity, receptivity and inclusion in the development of pedagogical innovations, ability to adapt in a changing pedagogical environment. The study of peculiarities of professional adaptation of the beginning lecturer at institutions of higher education, including departmental institutions, allowed us to determine a number of contradictions between the need of departmental institutions for highly qualified lecturers-professionals and their inadequate training to the implementation of educational activities. The resolution of the identified contradictions is possible only on conditions that pedagogical aspects of professional adaptation of a beginning lecturer at departmental institutions of higher education to complicated activity conditions, which confirms its complexity and multidimensionality, are studied. With regard to departmental institutions, it was found that beginning lecturers experience significant difficulties in specific components of pedagogical activity, namely: educational, methodological and scientific. It is determined that the main reasons are: low level of qualification to implement teaching activities; the insufficiency of methodological, psychological and pedagogical knowledge; the insufficiency or lack of necessary professional skills, specificity of conditions in which beginning lecturers carry out their teaching activities. The influence of methodological training of a beginning lecturer of a departmental institution of higher education on the process of professional adaptation is studied. The importance of the issue of the form of assistance to a beginning lecturer during the period of adaptation to professional activity, which is defined as pedagogical support contributing to successful professional development of the beginning lecturer at high school is noted.
Список литературы
-
Бурмистрова, Е.В. Методическая система профессиональной адаптации педагога в учреждении среднего профессионального образования [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук. - М., 2009. - 24 с.
-
Деркач, А.А. и др. Психология развития профессионала [Текст]: учеб.пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 124 с.
-
Лучкина Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя в современной школе [Текст] / Т.В. Лучкина // Педагогика. - 2013. - № 2. - С. 74-79 .
-
Савищева, Т.М. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2015. - 18 с.
-
Соловова, Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза [Текст] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2010. - № 10. - C.23.