Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАГМАТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Данная статья посвящена теоретическому описанию критериев, позволяющих определить уровень сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников, сформулированных на основе анализа основных работ отечественных исследователей по проблеме профессионального выбора. Критериями сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников являются: осознанность выбора; устойчивость выбора; адекватность профессиональных притязаний; прогностичность, самостоятельность, информированность об особенностях профессий; ценностные ориентиры и эмоционально-волевой. Каждый критерий характеризуется рядом показателей. В соответствии с обозначенными критериями и показателями определены уровни (нулевой, низкий, средний и высокий) сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников. Для определения уровней сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии у старшеклассников нами была составлена анкета, в основу которой легли методики и опросники разных авторов. В соответствии с выведенными нами критериями и показателями анкета включала вопросы следующего характера: отражающие адекватность профессиональных притязаний респондентов; демонстрирующие степень осознанности старшеклассником сделанного выбора; характеризующие устойчивость (постоянство) выбора профессии; характеризующие прогностичность сделанного выбора; характеризующие ценностные ориентиры, лежащие в основе сделанного профессионального выбора; характеризующие степень самостоятельности старшеклассника в осуществлении выбора профессии; характеризующие информированность респондентов об особенностях выбранной профессиональной деятельности; демонстрирующие эмоционально-волевой компонент осуществленного выбора профессии. В статье представлен краткий анализ ответов старшеклассников на некоторые вопросы анкеты и описание результатов проведенного анкетного опроса, характеризующих фактическое состояние сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии. Анкетирование 147 старшеклассников школ г.Пскова и Псковской области показало, что 22% обучающихся находятся на I (низком) уровне сформированности прагматико-ориентированного отношения к выбору профессии, 5% - на II (среднем) уровне и только 1% - на III (высоком) уровне. У большинства старшеклассников прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии не сформировано.
Ключевые слова
прагматико-ориентированное отношение к выбору профессии; старшеклассник; критерии и уровни сформированности; pragmatic-oriented attitude to the choice of profession
CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF FORMATION OF PRAGMATIC-ORIENTED ATTITUDE TO THE CHOICE OF PROFESSION AMONG SENIOR PUPILS
This article is devoted to the theoretical description of the criteria which allow us to determine the level of formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils. All of this is based on the analysis of main papers on professional choice of national researchers. The criteria of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils are: the awareness of the choice, the stability of the choice, the adequacy of professional claims, the ability to predict, independence, the awareness of features of different professions, value guidelines and emotional-volitional criterion. Each criterion is characterized by a number of factors. In accordance with these criteria and factors there are the following levels (zero, low, average and high) of formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils. To determine the levels of formation of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession among senior pupils the questionnaire based on the methodology and questionnaires of different authors was formed. In accordance with these criteria and factors the questionnaire includes questions: reflecting the adequacy of the professional claims of respondents; demonstrating the levels of senior pupils’ awareness of their choice; characterizing the stability of the choice of profession; characterizing the prediction of the choice; characterizing value guidelines which are the foundation of the choice; characterizing the degree of senior pupils’ independence of the choice; characterizing emotional-volitional criterion of the choice of profession. The article presents the results of the senior pupils’ answers to the questionnaire. These results show actual state of the development of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession. The questionnaire survey of 147 senior pupils in Pskov and Pskov region showed that 22 % of pupils are on the 1st (low) level of the development of pragmatic-oriented attitude to the choice of profession, 5% are on the 2nd (average) level, and only 1% is on the 3rd (high) level. Pragmatic-oriented attitude to the choice of profession of the majority of senior pupils is not formed.
Список литературы
-
Аглушевич, А.В. Формирование готовности старших школьников к выбору профессии в системе гимназического образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.В. Аглушевич. - Кемерово, 2004. 204 с.
-
Алексеев, А.А. Психогеометрия для менеджеров [Текст] / А.А. Алексеева, Л.А. Громова. - Л.: Знание, 1991. - 163с.
-
Батырева, М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи [Текст]: автореф. дис. … канд. социолог. наук / М.В. Батырева. - Тюмень, 2003. - 25 с.
-
Бесклубная, А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.В. Бесклубная. - Нижний Новгород, 2013. - 21 с.
-
Гладкая, И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей / И.В. Гладкая; ред. А.П. Тряпицина. - СПб: КАРО, 2006. - 176 с.
-
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования. Практикум [Текст]: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2008. - 143 с.
-
Люшер, М. Оценка личности посредством выбора цвета [Текст] / М. Люшер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 156 с.
-
Лямкина, Е.В. Формирование нравственной готовности старшеклассников к выбору профессии [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.В. Лямкина. - М., 1998. - 150 с.
-
Чернова, А.А. Определение уровней прагматико-ориентированного отношения старшеклассников России к выбору профессии [Текст] / А.А. Чернова // SOCIETY, INTEGRATION, EDUCATION Proceedings of the International Scientifical Conference May 23th - 24th, 2014 Volume I. Rezekne, 2014. - С.381-399.