Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье поднимается проблема культурного развития личности как становления сложного комплекса индивидуально-психологических и социальных качеств, обеспечива-ющих социализацию, культурную идентификацию, социальную адаптацию студентов вуза. Утверждается, что одним из возможных средств культурного развития студентов является аксиологизация образовательного процесса. Авторы приходят к выводу, что именно аксиологизация содержания языкового образования является фактором, превращающим человека в культурно развитую личность и расширяющим его социальную и экономическую свободу. Предлагается реализовать аксиологический подход к организации содержания языкового образования с помощью последовательного включения в учебно-воспитательный процесс трех его субкомпонентов, направленных на культурное развитие студентов. К ним относятся: полиэтнический (функция - формирование релевантного восприятия этнокультурного разнообразия современного мира) → национально-культурный (функция - национальное сохранение и культурное самоопределение студентов) → социально-личностного (направлен на личностный этнокультурный рост студента, обусловленный взаимодействием с малыми окружающими детерминантами личности: культурными паттернами поведения, социальным). В статье приводятся примеры реализации каждого из субкомпонентов содержания языкового образования, которые иллюстрируют положительную динамику культурного развития студентов на занятиях по иностранному (английскому) языку. Авторы приходят к выводу, что обращение к аксиологическим аспектам в языковом образовании не только работает на культурное развитие студентов, вырабатывая стратегию эффективного взаимодействия и диалога с носителями других культур на бесконфликтной основе с формированием положительного отношения к иной культуре, но и повышает продуктивность процесса обучения иностранному языку. Статья может быть полезна преподавателям иностранного языка, ученым, занима-ющимся проблемами иноязычного образования.
Ключевые слова
культурное развитие личности студента; образовательная среда; аксиологизация; языковое образование; содержание; компоненты; cultural development of student’s personality; educational environment; axiologization; language education; content; components
STUDENT’S CULTURAL DEVELOPMENT: AXIOLOGICAL APPROACH
The article raises a problem of the cultural development of an individual as the formation of a complex set of individual, psychological and social qualities, ensuring socialization, cultural identification, social adaptation of students of higher school. It is pointed that one of the possible means of cultural development of students is axiologization of the educational process. The authors conclude that axiologization of the content of language education is a factor that transforms the person into culturally developed individual, and expands its social and economic freedom. It is proposed to implement the axiological approach to the organization of the content of language education via consecutive inclusion into the educational process of its three sub-components aimed at cultural development of students: multi-ethnic (the function - the formation of the relevant perception of ethnic and cultural diversity of the modern world) → national cultural (the function - national conservation and cultural self-determination of students) → social and personal (aimed at personal ethnocultural development of a student due to the interaction with surrounding small determinants of the personality: cultural patterns of behavior, social). The article gives examples of each of the subcomponents of the content of language education, which illustrate the positive dynamics of the cultural development of students in the classroom at a foreign (English) language lesson. The authors conclude that the appeal to the axiological aspects in language education not only works for the cultural development of students, developing a strategy of effective interaction and dialogue with representatives of other cultures on the conflict-free basis, with the formation of positive attitude to a different culture, but also increases the efficiency of foreign language teaching process . The article can be useful to teachers of a foreign language, the scientists dealing with the problems of foreign language education.
Список литературы
-
Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://slovari.299.ru/word.php?id=69759&sl=enc
-
Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) [Текст] / В.В. Воробьев. - М., 1997. - 318 с.
-
Голованова, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике [Текст] / Н.Ф. Голованова // Педагогика, 2007. - № 10. - С. 38-47.
-
Дубровина, И.В. Воспитание психологической культуры молодого поколения страны - одна из насущных задач современного образования [Текст] / И.В. Дубровина // Психолог и общество: диалог о взаимодействии: сборник материалов конференции. - М., 2008. - С. 30-34.
-
Краевский, В.В. Методология для педагога: теория и практика [Текст]: учебное пособие / В.В. Краевский, В.М. Полонский. - Волгоград: Перемена, 2001. - 324 с.
-
Кудинов, С.И. Проблемы толерантности и адаптивности личности в поликультурном обществе [Текст] / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2014. - № 1. - С. 42-48.
-
Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 254 с.
-
Новикова, И.А. Психологические особенности молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами [Текст] / И.А. Новикова, Д.А. Толстова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - № 1. - С. 28-36.
-
Полякова, А.А. Аксиологический подход в обучении русскому языку как иностранному [Текст] / А.А. Полякова // Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее: сборник научных трудов. - Сост. Э.И. Соловцова; под науч. ред. Г.И. Ворониной. - М.: АПКиПРО, 2003. - С.47-50.
-
Wills, W.H. Cultural Identity and the Archaeological Construction of Historical Narratives: An Example from Chaco Canyon: Springer Science + Business Media / W.H. Wills. - LLC, 2009. - 230 p.