Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье раскрываются этапы внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при подготовке слушателей курсов повышения квалификации в высшем образовательном заведении. Обозначена необходимость создания информационно-образовательного портала для эффективной организации системы дополнительного образования. Проведен анализ нормативно-правовой базы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемых преподавателями. Авторы статьи высказывают предложение о необходимости интерпретации компетентностного и синергетического подходов при создании информационно-образовательного портала в современном высшем образовательном заведении. Раскрыты некоторые ведущие характеристики информационно-образовательной среды высшего образовательного заведения. Представлены различные аспекты многомерной образовательной среды, учет которых необходим при реализации целей и задач электронного обучения. В статье описано содержание восьми этапов организации и реализации электронного обучения в высшей школе для слушателей курсов повышения квалификации. Авторы статьи убеждены в том, что качество образования напрямую зависит от компетентности педагогического состава образовательного заведения. Электронное обучение открывает большие возможности как для преподавателей, так и для обучающихся. Взаимодействие между педагогами и слушателями курсов повышения квалификации представляется как творческий процесс на основе синергетического подхода. Уделено внимание комплексу современных психолого-педагогических условий, дидактических теорий и технологий организации и управления образовательным процессом в высшем учебном заведении. Авторы представляют собственную точку зрения в отношении применения синергетического подхода в условиях дополнительного профессионального образования. Они предлагают преподавателям вузов при применении электронного обучения на курсах повышения квалификации использовать «электронное портфолио» слушателей. Сделан акцент на значимости синергетического подхода в электронном обучении специалистов-профессионалов; использовании преподавателем интерактивных методов обучения и вебинаров; применении информационного портала в высшем образовательном заведении. В статье уделено внимание самостоятельной, самоконтролируемой познавательной деятельности слушателей повышения квалификации, опирающейся на компетентностный, деятельностно-личностный, аксиологический подходы.
Ключевые слова
дистанционные образовательные технологии; электронное обучение; информационно-образовательный портал; компетенции; синергетический подход; система повышения квалификации; вебинары; distance learning technologies; electronic learning; information educational
Electronic learning AT higher educationAL institutions ON THE BASIS OF SYNERGETIC APPROACH
The article describes the stages of implementation of electronic learning and distance learning technologies in the preparation of listeners of refresher courses at a higher educational institution. The article touches upon the issue of the necessity to create an information educational portal for the organization of additional educational system. It gives the analysis of normative legal base of electronic learning and distance learning technologies used by teachers. The authors speculate about the necessity of interpretation of the competence and synergistic approaches in creating informational and educational portal at a modern higher educational institution. Some of key features of the informational and educational environment of higher educational institution are revealed. It presents various aspects of multidimensional learning environment which account is required for the implementation of goals and objectives of e-learning. The authors pay attention to the modern complex of psycho-pedagogical conditions and didactic-methodological theories and techniques of organization and management of educational process at higher educational institution. The authors present their own view on the use of synergy in conditions of additional professional education. They offer university professors to use the "electronic portfolio" of listeners at refresher courses. The authors emphasize the importance of: the synergistic approach to electronic teaching of professionals; the use of interactive teaching methods and webinars; the application of informational portal at higher educational institutions. The article describes the contents of eight stages of the organization and implementation of e-learning at higher educational institution for listeners of refresher courses. The authors are convinced that the quality of education depends on the competence of the teaching staff of educational institution. Electronic learning is a great opportunity, both for teachers and for students. Interaction between teachers and listeners of refresher courses seems like a creative process based on the synergistic approach. The article pays attention to self-dependence, self-controlled cognitive activity of listeners, which are based on competence, action-personal, axiological approaches.
Список литературы
-
Васенин, Д.А. Дистанционное обучение [Текст]: метод. пособие для преподавателей и разработчиков электронных курсов в системе электронного образования ПГТУ / Д.А. Васенин, О.И. Мухин. - Пермь, 2005. - С. 72.
-
Галимов, Б.С. Синергетика образования [Текст] / Б.С. Галимов // Вестник Башкирского университета. - Т. 14. №3 (1). - Уфа, 2009. - С. 1205-1209.
-
Кошелева, А.О. Педагогическая инноватика как условие подготовки личностно-зрелого специалиста в высшей школе [Текст] / А.О. Кошелева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - № 3. - Кострома: Изд-во КГУ, 2009. - С. 31-34.
-
Лобашев, В.Д. Элементы синергетики в педагогических системах [Текст] / В.Д. Лобашев, И.В. Лобашев / УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - № 2 (39). - СПб., 2011. - С. 109-118.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ.
-
Тенитилов, С.В. Особенности работы преподавателя - тьютора в системе электронного обучения [Текст] / С.В. Тенитилов // Дистанционное и виртуальное обучение, 2014. - № 4. - С. 40-45.
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс».