Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается специфика обучения иностранному языку на начальном этапе средней школы в условиях инклюзива. Инклюзивное образование является наиболее передовой системой образования, основанной на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Таким образом, инклюзивная практика обеспечивает равный доступ к получению образования, создает необходимые условия адаптации детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Роль иностранного языка при реализации инклюзивного подхода в обучении младшего школьника, имеющего нарушения в развитии, заключается в возможности развития личности ребенка, стимулирования его потребностей в открытии и понимании окружающего мира и самого себя, а также его социализации. В статье описывается специфика и даются практические рекомендации по обучению иностранному языку на начальном этапе средней школы детей с нарушением зрения. Авторы статьи приходят к выводу, что вопрос о выборе эффективной формы обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения до сих пор остается дискуссионным. Отмечается недостаточная методическая разработанность данной области, отсутствие специализированных учебно-методических и технических средств, а также специалистов, готовых работать в условиях инклюзива. Рекомендуется широко использовать принцип индивидуализации учебного процесса, со-здание образовательной среды, предполагающей достижение успеха; учитывать специфику познавательных функций ребенка-инвалида, поскольку для его представления характерны схематизм, вербализм, фрагментарность; включать в канве урока реалии, палочки Кьюизинера, карточки с надписями шрифтом Брайля, метод полной физической реакции, приемы на отработку аудирования; широко использовать сеть Интернет.
Ключевые слова
инклюзив; младшие школьники; иностранный язык; дети с нарушением зрения; методические рекомендации; inclusive education; primary school children; foreign language; children with visual impairment; guidelines
TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRIMARY SCHOOLCHILDRENIN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
The article deals with the specifics of teaching a foreign language at an early stage of a comprehensive school in conditions of inclusive education. Inclusive education is the most advanced training system based on co-education of healthy children and children with disabilities. Thus inclusive practice ensures equal access to education, creates necessary conditions of adaptation of children, regardless of their individual characteristics, educational achievements, their native language and culture, their mental and physical capabilities. The role of the foreign language in the implementation of the inclusive approach in teaching younger students with developmental delays, is to enable the development of the child's personality, to stimulate the need to discover new things and understand the world and himself/herself, and his/her socialization. The article describes the specifics and provides practical advice on teaching a foreign language at an early stage of secondary school to children with visual impairment. The authors conclude that the choice of an effective form of foreign language teaching to children with disabilities in conditions of inclusive education is still debatable. There is inadequate methodological development of this area, lack of specialized teaching and technical equipment, as well as professionals who are ready to work in the sphere of inclusive education. It is recommended to make extensive use of the individualization of the educational process, the creation of an educational environment in which one can achieve success; to take into account the specifics of cognitive functions of a disabled child, because for his ideas schematism, verbalism, fragmentariness are typical; to include at the lesson realities, Kyuiziner sticks, Braille cards, the method of complete physical reaction, techniques to perfect listening; to use the Internet.
Список литературы
-
Белова, Н.Ю. Социально-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников в инклюзивных группах [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Ю. Белова. - М., 2012. - 26 с.
-
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 3-9.
-
Карташова, В.Н. Теория культурного самоопределения младшего школьника в условиях раннего иноязычного образования [Текст]: монография / В.Н. Карташова, Е.А. Исаев. - Елец, 2012. - 99 с.
-
Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А.Г. Литвак. - СПб., 2006. - 336 с.
-
Малых, Р.Ф. Обучение математике слепых и слабовидящих младших школьников: учебное пособие [Текст] / Р.Ф. Малых. - СПб., 2004. - 106 с.
-
Сигал, Н.Г. Обучение иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н.Г. Сигал. - Режим доступа: http://kpfu.ru/staff_files/F1303148247/Statya.v.inostrannye.yazyki.pdf
-
Штоколова, Е.Г. Формирование грамматических навыков у слепых и слабовидящих учащихся [Электронный ресурс] / Е.Г. Штоколова. - Режим доступа: http://www.english4blind.ru/information-for-bvi-teachers_20131005192350.html