Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №34 (2) (2016)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАТОРИКЕ В 5-6 КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ
Эффективность обучения на современном этапе развития общества зависит от того, насколько глубоко, широко и основательно внедряются новейшие технологии в традиционные. Методические особенности формирования умений и навыков работы учащихся с традиционными учебниками могут быть применены для формирования у обучающихся умений и навыков работы с интерактивной средой. Помимо заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях, привносятся новые учебные задания, ориентированные на восприятие, обработку и переработку мультимедийной информации. Выполнение обучающимися подобных заданий составит основу формирования новых элементов предметной культуры, в частности стохастической, и компетентности школьников в области математического образования. К настоящему моменту педагогической наукой разработан целый спектр интерактивных методов («Карусель», «Аквариум», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм», «Броуновское движение», «Большой круг», «Спарринг-партнёрство», работа в малых группах, кейс-метод, метод проектов, ролевая игра и другие) и средств (система интерактивного голосования, интерактивные тренажеры и тесты) обучения. Предлагается формировать стохастическую компетенцию учащихся через решение системы задач, имеющих своё отображение на интерактивных моделях. Описывается методика обучения элементам комбинаторики в пятых-шестых классах с использованием интерактивных методов и средств, в том числе с использованием разработанного авторами интерактивного учебно-методического пособия. Применение интерактивных методов и средств в обучении стохастике должно включать действия, которые помогают учащимся развивать критичность мышления, прививать интерес к науке о случайном, приобретать определённые навыки, которые пригодятся для дальнейшей эффективной работы над подобными проблемами.
Ключевые слова
методика обучения математике; комбинаторика; основная школа; интерактивные методы и средства; methodology of teaching mathematics; the theory of combination; secondary school; interactive methods and means
METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING THE THEORY OF COMBINATION IN THE 5-6TH FORMS WITH THE USE OF INTERACTIVE METHODS AND MEANS
At the present stage of the development of society the effectiveness of education depends on how deeply, widely and thoroughly the latest technologies are implemented in the traditional ones. Methodological features of the formation of students’ abilities and skills with traditional textbooks can be used for the formation of students’ skills and abilities to work with an interactive environment. In addition to tasks available in textbooks and teaching materials, new learning activities are introduced, focused on the perception, processing and refining of multimedia information. Performing these tasks by learners will form the basis of the formation of new elements of the subject of culture (including stochastics) and students’ competence in the field of education of mathematics. At present pedagogical science has developed a wide range of interactive methods of teaching («A roundabout», «Aquarium», «The incomplete sentence», «Brainstorming», «Brownian motion», «A big circle», «Sparring partnership», work in small groups, the case method, the method of projects, a role-playing game and others) and means of teaching (system of interactive vote, interactive exercise machines and tests). We suggest forming pupils’ stochastic competence with the help of solving a system of tasks which have a reflection on interactive models. The technique of teaching the theory of elements of combination in the fifth or sixth forms with the use of interactive methods and means, including the use of the interactive educational and methodical manual developed by us «Interactive methods and means of teaching stochastics» is described. The use of interactive methods and means of teaching stochastics should include activities that help students to develop critical thinking, cultivate their interest in science of random, to acquire certain skills that will be useful for further efficient work on similar problems.
Список литературы
-
Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2011. - 224 с.