Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Булгакова О.С., Кузнецова Т.Г., Горбачева М.В., Буркова С.А.. ИЗМЕНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

    Адаптация организма к окружающему миру есть основная функция психики человека. При этом сложная организация человека предполагает его рассмотрение как системы, которая включается в процесс адаптации. Однако мало изучены изменения в структуре этой системы, особенно под воздействием стресса или функциональных изменений. Авторами выделены следующие уровни организации личности: психологический, поведенческий, социальный, психофизиологический и физиологический. Проведено исследование с участием 11 добровольцев, студентов вечерних отделений ВУЗов города Санкт-Петербурга, с целью определить динамику изменения показателей, которые характеризуют активность различных уровней организации личности при изменении эмоционального состояния.В ходе исследования участникам было предложено выполнить ряд методик, направленных на изучение представленных выше уровней до и после эмоционального события (положительный стресс). Все результаты фиксировались, потом сравнивались с целью выявления изменений на указанных уровнях. Достоверность полученных данных обеспечивается применением современных методик исследования и методов статистической обработки данных. По результатам проведенного исследования выявлен ряд особенностей в изменениях на различных уровнях организации личности. На психологическом уровне организации наиболее выражены изменения концентрации и переключаемости внимания, управления своими эмоциями, реактивная тревога. На психофизиологическом уровне отмечается наибольшее отличие показателей теста «арифметический счет» и «подвижность нервных процессов», что говорит о готовности быстро переработать новую информацию. Выявлены изменения индекса Кердо и частоты сердечных сокращений. Коэффициент Хильденбранта показывает усиление межсистемных связей. Таким образом, обнаружено, что наиболее подверженным изменению оказывается психологический уровень. В это же время на физиологическом и социальном уровнях изменения практически не проявляются.
    The adaptation of the body to the outside world is the main feature of the human psyche. At the same time human complex organization requires its consideration as a system, which is included in the process of adaptation. However, the changes in the structure of this system are not enough studied, especially under stress or functional changes. The authors identified the following levels of personality organization: psychological, behavioral, social, psycho-physiological and physiological. The study, involving 11 volunteers, students of evening departments of universities of St. Petersburg, was carried out to determine the dynamics of the change of indicators that characterize the activity of the various levels of the personality organization under the change of emotional state. In the study participants were asked to perform a number of procedures aimed at studying the levels mentioned above, before and after an emotional event (positive stress). All results were recorded, and then compared to identify changes at indicated levels. The reliability of the data is provided by the use of modern methods of research and statistical data processing methods. According to the results of the study a number of features in the changes on different levels of the personality organization was revealed. On the psychological level of the organization changes in the concentration and switching of attention, control of emotions, reactive anxiety were mostly pronounced. On the psycho-physiological level, there is the greatest difference between the test parameters "arithmetic counting" and "mobility of the nervous processes," which speaks of readiness to quickly digest the new information. The changes of Kerdo index and heart rate were revealed. Hildenbrant ratio shows the increase in interconnections. Thus, it was found that the most susceptible to change is the psychological level. At the same time on the physiological and social levels changes do not almost show.

    Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А.. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ: СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

    В статье рассмотрены эвристические возможности системно-функционального подхода к анализу свойств личности в сфере этнопсихологических и кросс-культурных исследований. Кратко представлены системно-функциональная модель строения свойств личности, входящие в нее подсистемы, компоненты и переменные. Проанализированы результаты кросс-культурных исследований общительности, любознательности, ответственности, организованности, инициативности, уверенности, агрессивности, выполненные на основе данной модели. Отмечено, что одними из первых на основе модели были изучены этнопсихологические особенности любознательности, которые кратко рассмотрены на примере исследований Е.В. Базаркиной и С.И. Кудинова. Наиболее подробно изучены этнопсихологические особенности общительности как системно-функционального свойства личности у представителей различных народов и национальностей (коми, татар, чувашей, китайцев, латиноамериканцев и др.), которые проиллюстрированы на примере исследований Ян Бинь и О.О. Качуриной. Показано, что в кросс-культурном аспекте очень активно изучается и агрессивность как один из возможных факторов межкультурных и межэтнических конфликтов. Уточнено системно-функциональное строение агрессивности и рассмотрены ее этнопсихологические особенности, выявленные в работах А. Алиайдарай, Д.А. Дищук, М.И. Галич. Кратко представлены кросс-культурные исследования ответственности (Фалах Расми Абдул-Рахим Моххамад), уверенности (З.В. Бойко, А.В. Шептура), организованности (Али Фадел Джамила Джаффар, Туяа Орсоо). Принципиально важно, что положения системно-функционального подхода стали методологической основой не только кросс-культурных исследований отдельных свойств личности у представителей различных этнических групп, но и комплексного исследования специфики межкультурной адаптации иностранных студентов Российского университета дружбы народов из разных регионов мира. Установлено, что основные преимущества системно-функционального подхода к кросс-культурным исследованиям свойств личности заключаются не только в возможности количественного сравнения выраженности отдельных переменных, а также качественного своеобразия их соотношений в целостной структуре, но и в разработке на этой основе адресных программ развития и коррекции изучаемых свойств с учетом их этнокультурной специфики.
    The article considers certain heuristic possibilities provided by the System-Functional Approach to the personality traits analysis in the field of ethnic and cross-cultural psychological studies. The System-Functional Model of personality traits, its sub-systems, components and variables are briefly described. The results of cross-cultural studies of sociability, curiosity, responsibility, organization, initiative, confidence and aggressiveness conducted within the System-Functional Model framework are analyzed in the article. The authors note that curiosity was the first trait the ethno-psychological features of which were studied. The results of the cross-cultural curiosity studies by E.V. Bazarkina and S.I. Kudinov are briefly described. Ethno-psychological features of sociability as a system-functional personality trait are studied most extensively among the representatives of various nations and nationalities such as Komi, Tatars, Chuvash, Chinese, Latinos and others. These studies are illustrated by research conducted by Yang Bin and O.O. Kachurina. Aggressiveness is shown to be another trait actively studied in cross-cultural studies as a possible factor of intercultural and inter-ethnic conflicts. System-functional structure of aggressiveness is further specified and its ethno-psychological characteristics are described in the works by A. Aliaydaray, D.A. Dischuk, M.I. Galich. Cross-cultural studies of responsibility (by Falah Rasmi Abdul-Rahim Mohammad), confidence (by Z.V. Boyko and A.V. Sheptura), and organization (by Ali Fadel Jamila Jaffar and Tuya Orsoo) also are briefly presented. The authors also make a crucial point that the principles of the System-Functional Approach became not only a methodological basis for cross-cultural studies of individual personality traits in different ethnic groups, but also a comprehensive study framework for the specifics of intercultural adaptation of the international students of the Peoples’ Friendship University of Russia from different regions of the world. The possibility to make not only a quantitative comparison of the values of the individual variables, as well as the qualitative uniqueness of their relations in a coherent structure, but also to design targeted programs of development and correction of the studied properties on account of their ethnic and cultural identity on the basis of the System-Functional Model is established as the main advantage of the System-Functional Approach to cross-cultural studies of personality traits.

    Николаева Е.И., Анжиганова О.Р.. СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

    Цель исследования: изучить особенности невербального интеллекта и уровень тревожности детей из приемных семей в зависимости от времени попадания в приемную семью, времени пребывания в приемной семье, времени пребывания в родной семье, времени пребывания в предыдущей приемной семье и времени пребывания в детском доме. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 10-11 лет, из них 20 детей из замещающих семей (опекаемые и приемные семьи) и 20 детей из кровных семей. Исследование проводилось в одном из районов Республики Хакасия. Были использованы следующие методики: «Цветные прогрессивные матрицы (ЦПМ) Дж. Равена» и «Шкала явной тревожности для детей (СМАS)» (адаптированная А.М. Прихожан). Была подсчитана средняя оценка по основным предметам за первую четверть, чтобы оценить успеваемость испытуемых. Кроме того, в разговоре с опекунами и приемными родителями были получены следующие сведения: время пребывания в детском доме, пребывание в другой приемной или опекунской семье, длительность пребывания в приёмной или опекунской семье, а также уровень здоровья детей (по субъективным оценкам опекунов и приемных родителей). Были проведены качественный, корреляционный, регрессионный и факторный анализы. Обнаружено, что любое время пребывания в детском доме отражается на уровне общего и невербального интеллекта ребенка, снижая его. Вторичный отказ от ребенка и смена замещающих семей также снижают уровень общего и невербального интеллекта, но в меньшей мере, чем попадание в детский дом. Чем раньше ребенок попадает в замещающую семью и чем дольше он жил в кровной семье, тем лучше он адаптируется в приемной семье. Успеваемость детей из замещающих семей не зависит от уровня общего и невербального интеллекта, но связана с уровнем здоровья: чем лучше здоровье ребенка, тем выше успеваемость.
    The purpose of the research was to study the features of non-verbal intelligence and the level of anxiety of children from foster families depending on the time of entering into the foster care, the time spent in a foster family, the time spent in the family of biological parents, the time spent in the previous foster family and the time spent in an orphanage. The study involved 40 children aged 10-11 years, 20 of them were from foster families (ward and foster families) and 20 children from families with biological parents. The study was conducted in one district of the Republic of Khakassia. Raven Progressive Matrices and Scale of explicit anxiety (SMAS) were used. The average marks of the school subjects were calculated to assess the academic achievement of the subjects. In addition, in the conversation with tutors and foster parents there was received the following information: the time of staying in the orphanage, in another foster or ward family, the duration of staying in a foster or ward family, as well as the level of children's health (according to subjective assessment of tutors and foster parents). Qualitative, correlation, regression and factor analyses were made. It was found that any time spent in an orphanage affects the level of General and nonverbal intelligence of a child, reducing its level. The second time of refusing the child and changing foster families also reduces the level of General and nonverbal intelligence, but to a lesser degree than getting into the orphanage. The earlier the child enters a foster family and the longer he (she) lives in the biological family, the better he (she) will adapt to a foster family. The academic achievements of children from foster families do not depend on the level of General and nonverbal intelligence, but are related to the level of health: the better the health of the child, the higher the academic achievements.

    Хохлова Л.А., Каменская В.Г.. ОСОБЕННОСТИ ФОНОВОЙ ЭЭГ У ДЕВУШЕК С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ

    На современном этапе психологической науки накоплено достаточно фактов, указывающих на существенную роль биологических механизмов и процессов, обусловливающих дифференциально-типологические свойства человека. Среди биологических детерминант значимое место занимает конституция, одним из проявлений которой является ювенильность (филетическая дистанция), отражающая фенотипические проявления эволюционно прогрессивных изменений в генотипе. Именно поэтому цель исследования, представленного в статье, заключалась в изучении особенностей фоновой ЭЭГ у девушек с разной степенью ювенильности. Предполагается, что изменение пространственно-временного паттерна спектральной мощности (СМ) основных полос фоновой ЭЭГ отражает разную степень ювенильности. Результаты получены на 15 девушках 17-19 лет, которые сформировали три группы с разной степенью ювенильности: высокоювенильную (ВЮ), среднеювенильную (СЮ) и низкоювенильную (НЮ) группы по 5 человек в каждой. Получены достоверные отличия в межполушарном распределении фокусов максимальной мощности в полосе альфа-частот. Достоверно большие значения СМ α1 и α2-ритма в теменно-затылочных областях левого и правого полушарий в группе НЮ могут рассматриваться как антропо нейрофизиологические индикаторы низкого уровня ювенильности. Согласно результатам анализа альфа-диапазонадевушки, обладающие высокой и средней степенью ювенильности, имеют наиболее оптимально организованные фоновые процессы локальной активации и торможения. Установлены достоверные различия СМ в бета-полосе в зависимости от степени ювенильности. Достоверно более высокие значения ß-ритма в группе ВЮ свидетельствуют о достаточно высокой готовности кортикальных нейрональных сетей к когнитивной деятельности и большей пластичности работы мозга по сравнению с девушками, обладающими средним и низким уровнем ювенильности.
    At present stage of psychological science there has been accumulated enough facts pointing to a substantial role of biological mechanisms and processes serving differential-typological properties of a person Among the biological determinants a significant place belongs to the constitution, one manifestation of which is juvenility (phyletic distance), reflecting the phenotypic manifestation of progressive evolutionary changes in the genotype. Therefore, the aim of the research presented in the article was to study peculiarities of the background EEG of girls with different juvenility levels. Changes in the spatio-temporal pattern of the spectral power (SP) of the main bands of EEG reflect various levels of juvenility. The study included 15 girls (aged 17-19) divided into groups with high (n=5) (HJ), average (n=5) (AJ) and low (n=5) (LJ) juvenility levels. Significant differences in the interhemispheric distribution of the foci of maximal power in the alpha frequency range were revealed. Significantly higher SP values of α1 and α2 rhythm in parietal and occipital areas of the left and right hemispheres in LJ group can be considered as an anthropo-neurophysiological indicator of a low juvenility level. According to the EEG findings obtained in the alpha range, girls with high and average juvenility levels have better organized background processes of local activation and inhibition. Juvenility-related differences of SP in the beta band were determined. Significantly higher SP values of the beta rhythm in the group with high juvenility levels indicate cortical neuronal readiness for cognitive activity and greater neuroplasticity as compared to the girls with average and low juvenility levels.

    Чернова О.Н., Григорович Л.А.. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

    Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий формирования психологической компетентности учителя современной школы. В работе представлено авторское понимание психологической компетентности учителя как интегрального качества субъекта профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающего успешность и результативность решения задач психологического сопровождения педагогической деятельности, психологической деятельности учителя. В данном аспекте психологическая компетентность - целостный конструкт, система взаимосвязанных фрагментов: знаний, умений, внутренней позиции личности, свойств и отношений личности, особенностей когнитивных процессов. В работе представлены результаты эмпирического исследования содержательных и динамических характеристик психологической компетентности учителя, проведенного в рамках гранта РГНФ (№ 15-06-10975). По итогам исследования формулируются выводы, касающиеся психологических особенностей проявления психологической компетентности учителей московских школ. Психологическая компетентность в своем анамнезе имеет явную личностную обусловленность и дифференцированность. Существуют разные типы учителей, у которых она проявляется по-разному, а значит, и пути, и средства ее формирования будут разными. Психологическая компетентность представляется нецелостным, стихийно формируемым психическим явлением, не интегрированным в деятельность педагога. Психологические знания не интериоризированы и не становятся ни частью педагогического опыта, ни частью профессиональной позиции, профессионального мировоззрения педагога. Учителя не видят в психологических знаниях ресурса для достижения своих результатов, совершенствования деятельности, профессионального развития. Однако очевидно, что психологическая компетентность обеспечивает учителю удовлетворенность профессиональной деятельностью. Среднестатистический учитель не воспринимает и не оценивает психологические знания как значимые для достижения образовательных целей, не использует техники и технологии психологии в образовательном процессе. Сформулированные в результате проведенной работы выводы позволяют обозначить направления психолого-педагогической работы по формированию психологической компетентности учителя в условиях повышения квалификации.
    The article studies the psychological and pedagogical conditions of the formation of the psychological competence of the modern school teacher. In this work the author presents his/her understanding of the psychological competence of teachers as an integral quality of the subject of professional and educational activities, ensuring the success and effectiveness of solving problems of the psychological support of educational activities, psychological activity of the teacher. In this aspect the psychological competence is a holistic construct, a system of interconnected pieces: knowledge, skills, internal position of the person, properties and relations of personality, features of cognitive processes. The article presents the results of empirical research of content and dynamic characteristics of the psychological competence of the teacher conducted within the grant RGNF (№ 15-06-10975). According to the results of the study conclusions concerning the psychological characteristics are formulated. They concern psychological peculiarities of the manifestation of the psychological competence of teachers of Moscow schools. The psychological competence in its history has a clear personal conditionality and differentiation. There are different types of teachers, among which it manifests itself in different ways, and hence the ways and means of its formation will be different. The psychological competence is presented as non-integral, random psychic phenomenon which is not integrated in the activities of the teacher. Psychological knowledge is not interiorized and does not become part of any teaching experience or a part of the professional position of the teacher or the world. Teachers do not see in psychological knowledge resources to achieve their results and improve the performance and professional development. However, on the other hand, the psychological competence of the teacher is to provide the satisfaction of professional activity. The average teacher does not see and does not evaluate psychological knowledge as significant for achieving educational goals, does not use technics and technology of psychology in the educational process. Conclusions, formulated as a result of the work, allow us to indicate areas of psycho-pedagogical work on the formation of the psychological competence of teachers under conditions of advanced training.

    Баранова И.Е., Сороковых Г.В.. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

    Статья посвящена проблеме влияния образовательной среды вуза на формирование профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, в частности на формирование навыков общения в ходе обучения в вузе . Авторы статьи отмечают, что общение - это центральная проблема педагогики, оно является необходимым условием формирования и развития личности будущего учителя. Дано несколько определений понятию «общение». Рассматриваются основные функции педагогического иноязычного общения. К основным функциям авторы относят следующие: информационную, воспитательную, познание людьми друг друга, организацию предметной деятельности, реализацию потребности в контакте с другим человеком, открытие человека на общение, функцию соучастия. Таким образом, педагогическое иноязычное общение авторы статьи определяют как взаимодействие педагогов с обучающимися в процессе учебной деятельности, профессиональное по целям и задачам. По мнению авторов статьи, в деятельности современного учителя иностранного языка диалог должен играть ключевую роль. Поэтому на первый план выходит педагогическая деятельность диалогического типа. Освоение учителем иностранного языка диалогического типа профессиональной деятельности - проблема, актуальность которой со временем будет только возрастать. В методической литературе отражены три разных подхода к определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка (языкового материала); как форма организации всего учебного процесса по иностранному языку; как один из видов речевой деятельности. Авторы статьи считают, что современная образовательная среда должна способствовать эффективному педагогическому взаимодействию, обучению культуре общения, формированию достаточно профессионального педагогического дискурса. И связано это, прежде всего, с тем, что в настоящее время образовательная среда вуза как некое условие существования образовательной системы «переживает» эпоху компетентностной трансформации всех ее компонентов, в том числе и коммуникативного.
    This article is about the impact of the educational environment on the formation of professional foreign language communicative competence of the future teacher of a foreign language, in particular, the formation of skills of responsible speech behavior of students during training at higher school. The authors note that communication is the central problem of pedagogy and it is a necessary condition for the formation and development of the personality. several definitions of the notion "communication" are given. Basic functions of pedagogical foreign language communication are studied. The main functions include the following: information, educational, people’s cognition of each other, the organization of subject activity, the realization of the need for contact with another person, opening the child for communication, the function of participation. Thus, pedagogical foreign language communication the authors define as the interaction of teachers with students in the process of training activities, professional in goals and objectives. According to the authors of the article in the activities of the modern foreign language teacher the dialogue should play the key role. Therefore, pedagogical activity of a dialogical kind is put in the forefront. The assimilation of the dialogical type of professional activity by the foreign language teacher is the problem the relevance of which will only increase. Methodological literature shows three different approaches to the definition of the role and place of the dialogue in teaching a foreign language. The dialogue is seen as a means of second language acquisition (language material); as a form of organization of the educational process in a foreign language; as one of the types of speech activity. The authors believe that modern educational environment should contribute to the effective pedagogical interaction, teaching the culture of communication, the formation of professional pedagogical discourse. And this is connected primarily with the fact that at present the educational environment of the university as a condition for the existence of the educational system "is experiencing" an era of competence transformation of all its components, including communication.

    Буланкина Н.Е.. КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В современном обществе развитие таких личностных качеств, как творчество и инициативность в сочетании с высокой образованностью и воспитанностью является определяющим в судьбе каждого человека и страны в целом. Обеспечение высокого уровня развития перечисленных качеств личности средствами культуры в аспекте гуманизации образования особенно актуально в среде глобализирующегося поликультурного и полиязычного мира. А потому чрезвычайно важно исследование интеграционных процессов в образовании на уровне языков и смыслов, заложенных в разнообразных учебных дисциплинах. Причем распаковывание или распредмечивание смыслов становится личностным живым знанием для самих обучающихся (школьника, студента, слушателя различных курсов и тренингов). Раскрытие смысла для себя, для самого обучающегося, образовательных, развивающих и воспитательных возможностей каждого учебного предмета - гарант нахождения путей их реализации с помощью выразительных средств культуры, т.е. языков, вербальных и невербальных. В этом автор статьи видит смысл эффективного культурного самоопределения в образовании и для образования на всю жизнь, составляющий основное философское и методологическое послание для педагогики как науки и педагогической практики. Культурное самоопределение как стратегическая платформа гуманитарных практик в личностно-развивающем образовании исследуется автором представленного опуса в нескольких аспектах. Прежде всего, как ведущая стратегия и тактика гуманизации полиязыкового образовательного пространства, нацеленная на реализацию системы психолого-педагогических и дидактических условий для организации процесса эффективной языковой самореализации личности в пространстве смысла и смыслов в образовании. В свою очередь, в рамках предлагаемой автором теории культурное самоопределение личности есть проявление национального самосознания и социальной самоидентичности в целях стабилизации образовательного процесса в школе, а также проявление осознанного выбора профессионального и жизненного пути непосредственных участников образования.
    The author of the article makes most of the Compact principle, which gives new ground for the balance in education, like it takes place in culture itself, and believes that the Choice & Open positive knowledge Principles are of great importance for Effective Cultural Self-realization. Self-determination in culture is interpreted as cultural individual self-determination, a limiting display of national consciousness, social identity, social and professional choice of spheres for application of personal vital forces. It is one of the productive characteristics ofhumanistic approach to polylingual educational environment for it is directly connected with preservation and reproduction of the poly-lingual culture in the process of mastering its expressive means via educational socially significant humanitarian activities. The polylingual educational environment, with a language personality in its center, actualizes the culturological sense of human knowledge, which can be developed via educational processes, and takes part in creating innovative-oriented professionals, who show their worth for language personalities in the process of harmonious polyphonic interaction within the language group. Therefore, we regard the development of a language personality in the context of the polylingual educational environment as one of the perspectives for psychological and social adaptation, and as a pledge for successful existence of each person in the changed global situation. Acting as the major component of the polylingual educational environment, one can realize the necessity to construct the educational process according to the principles of humanism. As a result of polyphony (the ambiguity and the polysemy of each element/language) of educational environment, various expressive means of individual comprehension for different essence of education are of primary importance. Individual polylingual culture, being characterized with its structural properties, connectedness and wholeness, becomes the basis for personal comprehension. The polylingual culture of the social subject is actualized through the individual thesaurus, intelligence and status. Along with these features one can reveal in the personal language his/her productivity, via his messages. Thus, if you offer your students a wide range of activities intended for students of all levels, one has to create the safest place to hide information. Why? The author of the article believes it is partly that we as teachers always try to ‘cover new ground’ and partly that our students do not want or do not know how to go about it. That is why it’s important to bear in mind the following realia - passive activities of our students in class do not mean accumulation of information in their mind.

    Кошелева А.О.. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В ИННОВАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

    В статье раскрываются различные аспекты деятельности преподавателя-исследователя в современных инновационных условиях развития высшей школы, среди которых ведущее место занимает научная деятельность. Приводится авторская трактовка понятия «инновационное развитие высшего образования». Инновационные условия высшей школы требуют еще большего повышения уровня овладения обучающимися и преподавателями информационно-коммуникационными технологиями, знаниями этических и эстетических норм сетевой культуры. Отмечается, что формирование инновационной культуры преподавателей является важной задачей образовательных заведений. Сделан акцент на проблеме качества образования на современном этапе модернизации высшей школы. Автор уверен в том, что инновационные условия высшей военной школы являются результатом динамики инновационных процессов в обществе, науке, военной технике, российском образовании. Обращается внимание на то, что в военных вузах накоплен большой опыт в организации и проведении научной работы с будущими специалистами. Указывается, что научная деятельность, в которой участвуют курсанты военных вузов, позволяет им развивать активность, креативность и умение адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. На основании новых подходов в образовании (компетентностном, контекстном, аксиологическом) педагоги организуют научную деятельность курсантов. Возникает необходимость осознания эффективности дистанционного обучения, создания эмоционально-коммуникативной среды, педагогической поддержки со стороны преподавательского состава. Приводится структура научной деятельности преподавателя-исследователя, включающая в себя мотивы, цели, задачи. Отмечается, что необходимым условием эффективной научной деятельности преподавателя в его работе с курсантами является педагогическая инноватика, рассматриваемая автором как сложный процесс создания, распространения и использования педагогического новшества, что приводит к определенным качественным изменениям в научной работе с точки зрения ее эффективности и соответствия современным требованиям. Сделан вывод, что педагогическая инноватика является необходимым условием эффективной научной работы преподавателя-исследователя. Уделяется внимание интеграционным процессам в осуществлении педагогом научной деятельности, междисциплинарным связям в ее содержательном аспекте.
    The article describes various aspects of the teacher-researcher activity under the conditions of modern innovative development of higher education, where scientific activity occupies the leading position. We present the author's interpretation of the concept of "innovative development of higher education". Innovative higher school conditions require more increase of mastering of information and communication technologies, knowledge of ethical and aesthetic standards of network culture by students and teachers. It is noted that the formation of the innovative culture of teachers is an important task of educational institutions. Emphasis is made on the issue of education quality at the current stage of higher education modernization. The author believes that the innovative conditions of higher military schools are the result of the dynamics of innovation processes in society, science, military equipment and the Russian education. The attention is drawn to the fact that at military academies there is much experience in organizing and conducting scientific research with future specialists. It is stated that scientific activity which involves students of military schools allows them to develop the activity, creativity and ability to adapt to future careers. On the basis of new approaches in education (competence, context, axiological) teachers organize scientific activities of students. There arises a need for awareness of the distance learning effectiveness, the creation of emotional and communicative environment and pedagogical support from the teaching staff. We present the structure of scientific activity concerning the teacher-researcher, including the motives, goals and objectives. It is noted that pedagogical innovation is the background for an effective scientific activity of the teacher, considered by the author as a complex process of creation, dissemination and use of educational innovation in his work with students, that leads to certain qualitative changes in the scientific work in terms of its effectiveness and compliance with modern requirements. It is concluded that the educational innovation is a background for an effective scientific activity of the teacher-researcher. The attention is paid to the integration processes in the implementation of teacher research activities, interdisciplinary connections in its substantive aspect.

    Мамедова Л.В., Хороших П.П., Леханова Ф.М., Гудков Ю.Э., Сергиевич А.А.. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ЭВЕНКОВ

    Авторы поднимают вопрос о сюжетно-ролевой игре как важной составляющей народной педагогики. В статье отмечаются особенности национальной сюжетно-ролевой игры с позиции психолого-педагогического подхода. Отмечено, что сюжетно-ролевая игра занимает особое место, отражая в своей структуре социальные и культурно-исторические особенности этнопедагогических знаний. Данный вид игр рассматривается авторами на примере сюжетно-ролевой игры эвенков - одного из коренных малочисленных народов Дальнего Востока. Внимание к народной педагогике эвенков обусловлено уникальными особенностями системы воспитания в данной этнической группе. Отдельное внимание уделено расположению сюжетно-ролевой национальной игры в классификации народных игр Цеевой Л.Х. Согласно данной классификации сюжетно-ролевая игра выделяется в третью группу игр, которые отражают социокультурные реалии народа, в которой возникла игра. Отмечено, что сюжетно-ролевые игры эвенков позволяют вовлечь ребенка в активный процесс развития профессиональных навыков основного промысла северных народов. В качестве примера авторы приводят сюжетно-ролевую игру, которая включает в себя проекцию жизненного уклада и деятельности коренного населения Севера. По мнению авторов, сюжетно-ролевую игру можно разделить на ряд этапов, каждый из которых позволяет отразить определенные социальные навыки, необходимые для традиционного уклада жизни коренного населения. Проведя общий анализ данного вида игр, авторы приходят к выводу, что сюжетно-ролевая игра является особой формой игры в структуре народной педагогики, требующей отдельного внимания исследователей. Изучение данного вида игр позволяет изучить социокультурные реалии определенной этнической группы.
    The authors raise the question of role-playing game as an important component of folk pedagogy. The article points out the peculiarities of national role-playing game from the position of psycho-pedagogical approach. It is noted that the role-playing game has a special place, reflecting in its structure social, cultural and historical features of ethnopedagogical knowledge. This type of games is considered by the authors on the example of role-playing games of Evenks - one of the indigenous peoples of the Far East. Attention to the national pedagogy of the Evenks is due to unique characteristics of the system of education in this ethnic group. Special attention is paid to the location of role-playing games in Tseeva L.Kh. national classification of folk games. According to this classification, the role-playing game is assigned to the third group of games that reflect the sociocultural realities of the people in which the game originated. It is noted that Evenk role-playing games allow us to involve the child in an active process of skills development of the main trade of the Northern peoples. As an example, the authors point to the role-playing game that includes a projection of life and activity of the indigenous population of the North. According to the authors, role-playing games can be divided into several stages, each of which can reflect certain social skills necessary for the traditional way of life of the indigenous population. After a general analysis of this type of games, the authors come to the conclusion that the role-playing game is a special form of game in the structure of folk pedagogy which requires special attention of researchers. The study of this type of games allows us to study socio-cultural realities of a particular ethnic group.

    Подольская О.А.. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ

    В статье исследованы параметры построения модели формирования у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями и определены основные компоненты модели. Автор анализирует исследования различных ученых, занимающихся проблемой формирования у подростков готовности к выбору жизненных стратегий. Внимание акцентируется на содержании компонентов формирования готовности подростков к овладению жизненными стратегиями. В процессе разработки модели установлена цель, определена мотивация, выявлено целеполагание, рефлексия, выравнен баланс мотивации, целеполагания и рефлексии. Автор определяет основные задачи модели формирования у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями, выделяет принципы формирования данной модели. Содержание процесса формирования готовности подростков к овладению жизненными стратегиями осуществляется через организацию мыслительной деятельности, в основу которой была положена программа «Планирование жизненного пути». В статье обосновано мнение о том, что данная программа предназначена для помощи подросткам в планировании жизненного пути и собственного личностного развития. Необходимо учитывать основные методы при формировании у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями: упражнение, пример, анализ и алгоритм действий, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, эксперимент решений и анализ ситуаций. В данной модели выделены педагогические условия формирования у подростков готовности к овладению жизненными стратегиями. Основные условия: спроектированное содержание образования; готовность педагогов к овладению технологиями формирования у подростков готовности к выбору жизненных стратегий; психологическая совместимость педагогов и подростков; содержательные, постоянные, неформальные и результативные взаимосвязи учреждений дополнительного образования с семьями подростков. Предложенная модель формирования у подростков готовности к выбору жизненных стратегий на практике позволила получить положительный результат.
    The article studies the parameters of the creation of the model of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies and defines main components of the model. The author analyzes works of various scientists who deal with the problem of the formation of teenagers’ readiness to choose life strategies. The attention is focused on the content of the components. In the course of the development of the model we establish the purpose, define the motivation, the goal-setting, the reflection, equalize the balance of the motivation, the goal-setting and the reflection. The author defines the main objectives of the model of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies, defines the principles of the formation of this model. The content of the process of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies takes place through the organization of cogitative activity which basis is the «Planning of a Course of Life» program. In the article the opinion that this program is intended to help teenagers plan the course of life and their own personal development is proved. It is necessary to take into account main methods when forming teenagers’ readiness to master life strategies. They are the exercise, the example, the analysis and the algorithm of actions, the goal-setting, the forecasting of the results of the activity, the experiment of the decision and the analysis of the situation. In this model pedagogical conditions of the formation of teenagers’ readiness to master life strategies are defined. The main conditions are the designed content of education; readiness of teachers to master technologies of the formation of teenagers’ readiness to choose life strategies; psychological compatibility of teachers and teenagers; substantial, constant, informal and productive interrelations of institutions of additional education with families of teenagers. The offered model of the formation of teenagers’ readiness to choose life strategies in practice allowed us to obtain a positive result.

    Соколова Е.Г.. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЮРИСТА В СФЕРЕ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

    В статье рассматривается вопрос иноязычной подготовки будущего юриста в сфере морского и речного транспорта к международной профессиональной деятельности в контексте межкультурного подхода. В частности, автор анализирует содержание межкультурной компетенции юриста заданного профиля. В исследовании автор отмечает многокомпонентный состав компетенции, что обусловлено комплексным характером способности к осуществлению профессиональной деятельности на иностранном языке. В содержание рассматриваемой компетенции автор предлагает включить четыре компонента: коммуникативный, общекультурный, профессиональный и психологический. Коммуникативный компонент означает способность будущего юриста к иноязычному межкультурному общению на основе языковых и речевых знаний, навыков и умений как на иностранном, так и родном языках. Общекультурный компонент отражает общую культуру социума и правовую субкультуру. Профессиональный компонент базируется на профессионально-предметных знаниях на родном и иностранном языках. Психологический компонент включает мотивационный аспект межкультурного взаимодействия, профессионально значимые качества и способности личности, а также коммуникативно-поведенческие стратегии участников межкультурного общения. Содержательный анализ компетенции показывает, что предложенные компоненты способствуют реализации требований государственного стандарта по овладению общекультурными и профессиональными компетенциями в процессе иноязычной подготовки юристов-бакалавров. Автор приводит перечень формируемых компетенций ФГОС. Новизна представленного содержания межкультурной компетенции юриста в сфере морского и речного транспорта заключается в его описании в рамках компетентностного подхода. Отмечается возможность практического использования содержательной характеристики компетенции в оценивании уровня владения иностранным языком студентов бакалавриата.
    The article considers the issue of the foreign language training of a future lawyer in the sphere of marine and river transport for international professional activity in the intercultural context. In particular the author analyses the content of the intercultural competence of the lawyer of the given profile. In the research the author notes the multicomponent composition of the competence due to the complexity of the ability to carry out the professional activity in a foreign language. The author suggests including the following four components in the competence content: communicative, general cultural, professional and psychological competences. The communicative component means the lawyer’s ability for intercultural communication on the basis of language and speech knowledge, habits and skills. The general cultural component reflects general culture of the society and law subculture. The professional component is based on professional knowledge acquired in native and foreign languages. The psychological component includes the motivation aspect of the cross-cultural interaction; professionally meaningful personality traits and abilities and also communicative and behavioural strategies of partners. The content analysis of the competence demonstrates that the components contribute to the realization of federal standards requirements. The author gives a list of competences being formed. The novelty of the presented content of lawyer’s competencelies in its description within the competence approach. The author notes the possibility to use the competence content characteristic for assessing the bachelors’ language skills.

    Щучка Т.А., Александрова Л.Н., Гнездилова О.Н., Гнездилова Н.А.. СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНФОРМАТИКА-ЭКОНОМИСТА В ВУЗЕ

    Позиция ученых-педагогов, опыт педагогов, опыт образовательной практики убеждают: профессионально-педагогический процесс не может быть сосредоточен только в классе, аудитории, он происходит в окружающей среде, в разнообразных средах и сопровождает человека на протяжении всей его жизни в ходе происходящих социокультурных изменений в стране. Педагогическая деятельность перемещается в среду. Особенно убедительно подтверждается позиция В.В. Краевского, считающего, что в педагогической науке специальным объектом анализа становится только то, что включено в педагогическую деятельность. Среда объективно и естественным образом включена в педагогическую деятельность. Культурно-образовательная среда провинции рассматривается как часть социокультурной среды и представляет собой возможности, выявленные в виде совокупности условий формирования управленческой компетентности будущего информатика-экономиста в вузе (социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических). Культурно-образовательная среда провинции, в которой студент, будущий информатик-экономист, осуществляет свою жизнедеятельность, представлена тремя измерениями: «Елецко-Ливенская историко-культурная провинция России» - мегасреда; культурно-образовательная среда города Ельца выделена как макросреда; микросредой обозначена культурно-образовательная среда Елецкого филиала АНО ВО «Российский новый университет». Выявление, обоснование совокупности условий формирования управленческой компетентности будущих информатиков-экономистов в трех измерениях культурно-образовательной среды провинции - мегаизмерение (регион), макроизмерение (город), микроизмерение (вуз) - осуществлялось по результатам анализа массива научно-исследовательских работ в области педагогики и психологии высшей школы, теории управления, апробирование - в ходе выполнения опытно-экспериментальной работы. Совокупность условий способствует формированию управленческой компетентности будущего информатика-экономиста в вузе с положительной динамикой результатов проведения процесса формирования.
    The position of teachers-scientists, the experience of teachers, the experience of educational practice convince that professional-pedagogical process cannot be concentrated only within a classroom, a lecture hall. It happens in the environment, in a variety of environments and accompanies the person throughout his life, as a result of ongoing socio-cultural changes in the country. Pedagogical activity moves to social environment. Especially the position of V.V. Kraevski is confirmed here. He believes that only what is included in the teaching practice can become a special object of analysis in pedagogical science. The environment objectively and naturally is included in the teaching practice. Cultural and educational environment of the province is considered as a part of the socio-cultural environment and represents opportunities identified as a set of conditions for the formation of managerial competence of the future information scientist and economist at higher school (socio-educational, psychological and pedagogical, organizational and pedagogical competences). Cultural and educational environment of the province in which the student, a future information scientist and economist, lives, consists of three dimensions: "Yelets-Linvy historical and cultural province of Russia" - megaenvironment; cultural and educational environment of Yelets is singled out as the macroenvironment, cultural and educational environment of Yelets branch of Russian New University is marked as the microenvironment. The identification, the explanation of the set of conditions of the formation of management competence of the future information scientist and economist in three dimensions of cultural and educational environment of the province - the mega-dimension (region), macro-dimension (town), micro-dimension (higher school), was carried out on the analysis of an array of research works in pedagogy and psychology of higher education, management theory, testing - during the experimental work. The set of conditions contributes to the formation of management competence of the future information scientist and economist at higher school with the positive dynamics of the results of the formation process.

    Хаффер Дэна. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

    Данная статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов, занимающихся научной деятельностью в академических условиях Южного университета г. Севани (штат Теннесси, США). Автор статьи обращается к студенческому опыту учащихся не только данного университета, но и других американских высших учебных заведений, акцентируя внимание на трансформации творческих процессов мышления, необходимых для создания оригинальных, интересных и академически объективных научных материалов. Также автор опирается на результаты личного опыта и рассказывает о создании подобного вида работ в качестве учёного Южного университета. Автором статьи охарактеризованы академические форматы, правила и темы, с которыми студенты университета г. Севани должны ознакомиться во время их университетской карьеры. Особое внимание уделяется таким форматам, как MLA (Modern Language Association - Ассоциация современных языков), формату Чикаго, а также краткому обзору формата Американской ассоциации психологии. На основании проведенного анализа будет сделан вывод о том, как обучение в бакалавриате в течение четырех лет влияет на начинающих исследователей, формируя из них грамотных и ответственных ученых. В качестве примера автор показывает, как американские студенты при полной отдаче, терпении и помощи со стороны своих академических коллег, руководителей и профессоров могут трансформировать свои взгляды на природу научного сообщества, а также стать самостоятельными, иметь заслуживающие доверия взгляды на любой вопрос в области научных исследований.
    This essay will deal with the logistics of students writing their own self-contained works in an academic context within the confines of Sewanee: The University of the South, in Sewanee, Tennessee, United States. The analysis is drawn based on local experience and personal experience in the creation of such works as a Sewanee scholar, and will address the academic formats, regulations, and topics with which Sewanee students are expected to become familiar during the course of their university career, including the formats of both MLA and the Chicago format, as well as briefly mentioning the American Psychology Association format. Analysis is conducted here through the student experiences of both Sewanee and those of students of different American universities, which accurately reflect the transformation in the creative thought processes which are essential to the creation of an original, intriguing, and academically honest piece of scholarly material. Many of the experiences shared here are based on personal experience. Through this analysis, it will be shown how amateur researchers can be turned into information-literate, responsible researchers in the course of a four-year undergraduate degree. It will be shown how the American student, with dedication, patience, and assistance from his or her academic colleagues, supervisors, and professors, can transform their outlook on the nature of academia as well as teach the student to become a self-functioning, reliable perspective on any subject in the field of academic research.

    Аитов В.Ф., Рахманова И.Ю., Чиглинцева Т.А.. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПЕРЕВОДУ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЙ-АЛЛЮЗИЙ НА СКАНДИНАВСКУЮ МИФОЛОГИЮ В РОМАНЕ НИЛА ГЕЙМАНА «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»)

    В предлагаемом исследовании рассматриваются вопросы развития общекультурных компетенций на основе знакомства с особенностями национально-маркированных единиц - реалий. В статье представлена классификация реалий англоговорящих стран и анализируются англоязычные реалии-аллюзии на скандинавскую мифологию, которые принадлежат к большой тематической группеэтнографических реалий. В контексте развития профессиональных компетенций авторами анализируются основные способы перевода национально-маркированной лексики: транскрипция, транслитерация, калькирование, описательный или разъяснительный перевод, приближённый перевод, перевод с помощью функционального аналога . В частности, в работе представлены особенности перевода мифологических реалий-аллюзий на скандинавскую мифологию с английского языка на русский язык на примере реалий-аллюзий из романа современного английского писателя Нила Геймана «Американские боги». В проанализированной выборке иллюстративных примеров выделяются три группы реалий-аллюзий: имена богов и прочие имена собственные; реалии, описывающие характерные черты скандинавского быта; реалии, передающие на русский язык многочисленные прозвища скандинавских богов. В основе их типологизации лежит уровень переводческой сложности. Анализ перевода скандинавских мифологических реалий с английского языка на русский показал, что наиболее трудна для перевода третья группа реалий, передающих на русский язык многочисленные прозвища скандинавских богов. Эта группа является наиболее целесообразной для формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
    The problems of FL Teacher training is under the consideration in this article. The present study analyzes the issues of the development of general cultural competences on the basis of studyingthe peculiarities of nationally-marked items - realia. The article suggests the classification of the English realia-allusions, analyzes the English realia-allusions on Scandinavian mythology which belong to a big thematic group of ethnographic realia. The Scandinavian mythological realia are referred to as a lexical group of connotation realia, belonging to the original culture and are hardly known or quite unknown for the accepting culture. In the context of the development of professional competences the authors analyze the main methods of translation of nationally-marked items (transcription, transliteration, loan-translation, descriptive or explanatory translation, approximate translation, translation with the help of functional analogue). The article deals with the peculiarities of the translation of mythological realia-allusions on the Scandinavian mythology from the English language into the Russian language, based on the examples of realia-allusions taken from the novel of the modern English writer Neil Gaiman “American gods”. Particularly in the analyzed selection of illustrative examples there were singled out three groups of realia-allusions: names of gods and other proper names, the group of realia, describing the peculiar features of Scandinavian life, the group of realia rendering into the Russian language numerous nicknames of Scandinavian gods. The degree of translation difficulty lies at the basis of their typology. The analysis of the translation of Scandinavian mythological realia from the English language into Russian showed that the third group of realia, rendering into the Russian language the numerous nicknames of Scandinavian gods is the most difficult for translation.

    Ачкасова Е.Н.. СИТУАТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИКИ

    В статье речь идет о целесообразности организации речевого материала при обучении иноязычному говорению студентов неязыкового профиля по ситуативно-тематическому принципу. Целью обучения иноязычному говорению является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы студентам использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения и на уровне делового/профессионального общения, в том числе и в формате «smalltalk». Адекватным методом для достижения цели обучения говорению является коммуникативный метод. Среди принципов коммуникативного метода выделим ситуативность. В учебном процессе невозможно провести учащегося через все реально существующие ситуации общения, и поэтому речевые умения должны развиваться на основе упражнений в условных учебных речевых ситуациях, моделирующих реальное речевое общение. Коммуникативные ситуации можно объединить в группы по принципу схожести. Для студентов, будущих бакалавров экономики, важными являются следующие внешние характеристики ситуаций использования языка в профессиональной сфере коммуникации: место (офисы, фирмы, предприятия, банки); участники общения (работодатели, сотрудники, менеджеры, клиенты); события (встречи, собеседования, переговоры); действия (работа в офисе, маркетинг, ведение бизнеса); тексты (деловая переписка, рекламные проспекты). Ситуативная направленность обучения позволяет создать правильную ориентированность на активное речевое взаимодействие, что является главным условием успешного овладения иноязычной речью. Систематическая работа студентов с речевыми ситуациями позволит им вести условно неподготовленную беседу на иностранном языке; они получат возможность увидеть результаты своего учебного труда и осознать практический смысл приобретенных ими речевых иноязычных умений и навыков.
    The article focuses on the expediency of verbal material arrangement for the process of teaching students of non-linguistic specialization how to speak foreign languages according to the situational and thematic principle. The objective of teaching students to speak foreign languages is to develop speaking skills that would allow the students to use the language in out-of-class verbal communication, both at the level of generally accepted everyday communication and in the course of business/professional communication, including the context of “small talk”. A communicative method is an effective way to achieve the goal of teaching. It is necessary to point out contextuality among the principles of the communicative method. It is impossible to lead a student through all potentially existing situations of the language in the process of teaching, and therefore speaking skills must be developed on the basis of conventional training speech exercises reproducing real speech communication. We can unite communicative situations in some groups according to the principle of similarity. The most important external characteristics of using a language in the professional sphere of communication for future bachelors of economics are the following: the place (offices, firms, enterprises, banks); participants of communication (employers, employees, managers, clients); events (appointments, interviews, negotiations); activities (work at the office, marketing, running business); texts (business correspondence, advertising leaflets). The situational directivity of teaching allows us to create a proper orientation to active verbal interaction that is the main condition of successful mastering of speaking foreign languages. The systematic work of the students in speech situations will allow them to have a conventional and unprepared talk in a foreign language; it will give them an opportunity to see the results of their studies and realize the common sense of the speaking skills acquired by them.

    Лапина Е.В., Мезинов В.Н.. ДИНАМИКАРАЗВИТИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОЗНАЧИМЫХЦЕННОСТЕЙПЕДАГОГАВСИСТЕМЕПОВЫШЕНИЯКВАЛИФИКАЦИИ

    В статье исследуются процессы развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации через проектирование траектории ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников. Рассматриваются результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента развития профессионально значимых ценностей педагога. Описывается последовательность проведения диагностики развития профессионально значимых ценностей педагога через проектирование траектории ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников. Определены этапы диагностики: постановка и уточнение проблемы исследования; выбор диагностического инструментария; сбор материала; обработка данных; интерпретация результатов и выработка рекомендаций. В деятельности института развития образования диагностика охватывает множество решаемых задач: необходимость и потребность потенциальных слушателей в повышении квалификации; прогнозирование результатов работы на основе планирования (долгосрочного, среднесрочного, краткосрочного); оказание методической консультационной помощи в преодолении ошибок и профессиональных затруднений слушателей курсов повышения квалификации; обеспечение непрерывности профессионального образования педагогов и руководителей образовательных организаций; совершенствование педагогического мастерства; становление педагога как субъекта профессиональной деятельности и другие. Результаты начальной, промежуточной и итоговой диагностики демонстрируют высокую эффективность экспериментальной работы. Внесены коррективы в проектирование траектории ценностно-смыслового повышения квалификации. Деятельность образовательных организаций должна соответствовать вызовам современного постиндустриального общества, на что нацелены все усилия по реформированию и модернизации дополнительного профессионального образования согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». В процессе реформирования важно опираться на адекватную траекторию ценностно-смыслового повышения квалификации педагогических работников. В противном случае можно не получить нового качества образования.
    The article examines the process of the development of professionally significant values of the teacher in the advanced training system through the design of the value and meaningful trajectory of professional development of pedagogical workers. It discusses the results of ascertaining and forming stages of the experiment of the development of professionally significant values of the teacher. It describes the sequence of diagnostics of the development of professionally significant values of the teacher through the design of the trajectory of value and meaningful professional development of pedagogical workers. The stages of the diagnosis are the raising and clarification of research problems; the selection of diagnostic tools; data collection; data processing; the interpretation of results and the formulation of recommendations. In the activities of the Institute of Education Development the diagnostics encompasses a variety of tasks: the need and the demand from potential learners in professional development; forecasting of results-based planning (long, medium, short); providing methodological help in overcoming mistakes and professional difficulties of trainees of advanced training courses; the provision of continuous professional education of teachers and heads of educational institutions; the improvement of teaching skills; the formation of the teacher as a subject of professional activity, etc. The results of the initial, intermediate and final diagnosis demonstrate high efficiency of experimental work. There were made adjustments to the design of the trajectory of value and meaningful advanced training. The activities of educational institutions must meet the challenges of the modern post-industrial society. That is the aim of all efforts of the reformation and modernization of additional professional education in accordance with the Federal law “On Education in the Russian Federation”. In the reform process it is important to rely on an adequate trajectory of value and meaningful professional development of pedagogical workers. Otherwise, you may not get new quality of education.

    Ротобыльский К.А., Крутиков М.А.. Разработка и реализация программы дополнительного профессионального образования «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

    Современные тенденции развития сферы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов ориентируют на разработку образовательных программ с учетом существующих в образовательном процессе проблем и противоречий. В данной статье актуализируется потребность в разработке и реализации программы дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательная среда образовательной организации как ресурс развития государственно-общественного управления»; представлено основное содержание программы и механизмы ее реализации на базе автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования». Содержание программы опирается на требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования к информационно-образовательной среде образовательной организации, учитывает требования профессионального стандарта педагога и ориентировано на потребителей образовательных услуг. В структуре программы предусмотрено восемь содержательных модулей по восемь часов на каждый и защита итоговой курсовой работы. Рассматриваются такие вопросы, как государственная политика в сфере образования; роль информационно-образовательной среды в реализации принципов государственно-общественного управления образовательной организацией; сущность и специфика информационной среды, информационного пространства; различные современные технологии и др. Механизмы реализации программы основываются на использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При реализации каждого модуля программы курсов используется вики-сайт Института развития образования (wiki.iro48.ru), на котором размещены различные материалы в виде лекций, заданий, презентаций и тестов. В статье уточнено понятие электронного образовательного ресурса, а также представлена структура ресурса, используемого при реализации данной программы. Одной из ключевых особенностей итоговой работы является наличие возможности электронного обучения средствами сайта, создаваемого слушателем в ходе курсов повышения квалификации.
    Modern trends in the sphere of further professional education (advanced training) of teachers direct towards the development of educational programs, taking into account existing in the educational process problems and contradictions. This article actualizes the need to develop and implement a program of further professional education "Informational and educational environment of the education organization as a development resource for the state public administration"; presents the main content of the program and the mechanisms for its implementation on the basis of an autonomous institution of further professional education of the Lipetsk Region “Institute of Education Development”. The content of the program is based on the requirements of the federal state educational standard of general education to information and educational environment of an educational organization. It takes into account the requirements of the professional standard for teachers and it focuses on the consumers of educational services. There are eight substantive modules of eight hours each in the structure of the program, and it requires the defense of the final course paper. We consider such issues as the state policy in the sphere of education; the role of information and educational environment in the implementation of the principles of state-public administration of an educational organization; the nature and specificity of the information environment, information space; various modern technologies, etc. The mechanisms of the implementation of the program are based on the use of e-learning and distance learning technologies. For the implementation of each module of the program we use the wiki site of the Institute of Education Development (wiki.iro48.ru), that hosts a variety of materials in the form of lectures, assignments, presentations and tests. The article clarifies the concept of electronic educational resources, and also provides a resource structure used in the implementation of this program. One of the key features of the final work is the availability of the opportunity for e-learning by means of the site facilities which is being created by listener during advanced training courses.

    Сушкова И.В., Малютина Е.Н.. О ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

    В статье рассматривается актуальность разработки технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях. На основе анализа содержания понятий «технология», «педагогическая ситуация», «образовательная ситуация» формулируется понятие «технология социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях». Раскрываются теоретические основы исследования возможностей и особенностей социально-личностного развития детей посредством применения технологии социально-личностного развития в периоде старшего дошкольного детства в образовательных ситуациях. В статье представлены основные результаты исследования, которое позволило: раскрыть сущностные характеристики ситуаций для социально-личностного развития старших дошкольников, проанализировать их и систематизировать по типам и видам; создать и реализовать технологию использования ситуаций, характеризующуюся особенностями как её содержательной, так и инструментальной составляющих. Перечислены эти особенности: социально-обусловленное содержание ситуаций; интеграция разных типов и видов ситуаций; использование ситуаций как формы образовательной работы в ДОУ; вариативность, системность и последовательность в применении ситуаций; индивидуально-дифференцированный подход к детям при отборе и применении ситуаций разных видов; разнообразие методов и приёмов педагогического воздействия и взаимодействия; приоритетность в использовании тех или иных методов педагогического руководства ситуациями разных типов и видов. В статье приведена структура авторской модели технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях, включающая цели и задачи, педагогические условия реализации технологии, компоненты социально-личностного развития детей (эмотивный, когнитивный, деятельностный), процессуальную характеристику технологии, ее этапы и учебно-методическое обеспечение, а также соответствие критериям технологичности и результаты использования. Представлено описание технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях на основе структуры, разработанной Г.К. Селевко. Описание включает наименование структурных компонентов данной технологии и их краткое содержание. Также приведены количественные результаты применения технологии социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях.
    In article relevance of the development of the technology of social and personal development of children of the late pre-school age in educational situations is considered. On the basis of the content analysis of the concepts «technology», pedagogical situation», «educational situation» the concept «technology of social and personal development of children of the late pre-school age in educational situations» is formulated. Theoretical bases of the research of possibilities and peculiarities of children’s social and personal development by means of application of the technology of social and personal development in the period of the late pre-school childhood in educational situations are revealed. The article presents the main results of the research which has allowed: to disclose the essential characteristics of situations for social and personal development of elder preschoolers, to analyze and systematize these characteristics into types; to create and implement the technology of use of the situations, which is characterized by features both of its substantial and tool components. These features are listed: socially determined content of the situations; integration of different types of the situations; use of the situations as forms of educational work in preschool educational institution; variability, systemacy and sequence in the use of the situations; both individual and differentiated approach to children in selection and application of the situations of different types; variety of methods of the pedagogical influence and interaction; priority in use of these or those methods of the pedagogical management of the situations of different types. The article gives the structure of the author's model of the technology of social and personal development of elder preschoolers in educational situations including the purposes and tasks, pedagogical conditions of the technology application, components of social and personal development of children (emotive, cognitive and activity components), the procedural characteristic of the technology, its stages and training and methodological support, and also its compliance with the criteria of technological effectiveness and the results of use. The description of the technology of social and personal development of children of the late pre-school age in educational situations on the basis of the structure developed by G. K. Selevko is submitted here. The description includes the names of structural components of this technology and their synopsis. Quantitative results of the application of the technology of social and personal development of children of the late pre-school age are also given in educational situations.

    Шепетько Д.В., Лебедев В.А.. Применение дифференцированно-кинесиологического подхода на занятиях по физической подготовке в военном вузе

    Статья посвящена проблеме повышения качества физической подготовки курсантов военных вузов. В условиях сложной военно-политической обстановки особенно остро стоит задача подготовки конкурентоспособных военных специалистов, обладающих развитыми физическими качествами, волей, морально-психологической устойчивостью, способностями для участия в сложных профессиональных ситуациях. Поэтому ученые-педагоги уделяют особое внимание разработке новых подходов и методик подготовки курсантов в высших военно-учебных заведениях, учитывающих объективные требования, предъявляемые к подготовке выпускников ведомствами и заказчиками. Мнения исследователей, квинтэссенция инновационных методик и подходов подвели авторов статьи к осознанию необходимости повышения качества изучения курсантами дисциплины "Физическая подготовка" на основе дифференцированно-кинесиологического подхода, применяемого преподавателями на учебных занятиях. Взаимосвязь двигательной активности на занятиях по физической подготовке и когнитивной сферы личности опосредована кинестезией и ее связью с процессами мышления и психоэмоциональным состоянием военнослужащего. При выполнении целостного движения в сознании курсанта складывается зрительный, словесный, эмоциональный, кинестетический образ двигательного действия, что является важным условием правильного формирования и изучения определенного профессионального навыка. Формируя профессиональные компетенции, преподаватель вуза нацеливает курсантов на осознанное и ответственное выполнение разноплановых задач в условиях учебно-служебной деятельности. Проанализировав опыт преподавания дисциплины "Физическая подготовка" в военных вузах и подвергнув анализу исследования педагогов, авторам статьи удалось частично описать особенности реализации дифференцированно-кинесиологического подхода к формированию профессиональных компетенций на занятиях по физической подготовке, необходимой для реализации многоуровневых и многоаспектных целей военного образования. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы, соискателям, аспирантам и адъюнктам военных вузов. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров в вузах.
    The article is devoted to the problem of improving the quality of physical training of cadets of military high schools. Under the circumstances of the complicated military-political situation the problem of preparation of the competitive military specialists who have well-developed physical qualities, will, moral and psychological stability and abilities necessary for participation in complicated professional situations, is particularly urgent. Currently the teachers are paying special attention to the development of new approaches and methods of training of cadets in the military higher schools, taking into account the objective requirements to the graduates’ training from institutions and customers. Various researchers’ opinions and the quintessence of the innovative techniques and approaches have made the authors realize the necessity of improving the quality of students’ studying of such discipline as the "Physical training", based on the differentiated-kinesiological approach used by teachers at the lessons. The relation of physical activity at the physical training lessons and cognitive sphere of personality is mediated by kinesthesia and its connection with the processes of thinking and psycho-emotional state of a serviceman. While performing the movement a visual, verbal, emotional and kinesthetic image of a physical action is formed in the cadet’s mind which is an important condition for the proper formation and studying of a specific professional skill. Forming professional competence, a higher school teacher directs students to consciousness and responsibility for different tasks under the studying and serving conditions. Having analyzed the experience of teaching the subject "Physical training" at military higher schools and the teachers’ studies, the author was able to partially describe the application of the differentiated-kinesiological approach to the formation of professional competence at the physical training class necessary for the achieving the multilevel and multidimensional objectives of military education. The article can be useful for teachers of higher schools, applicants, graduate students and adjuncts of higher military schools. The article material may be used for scientific and methodological seminars in the universities.
Наверх