Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье приведено описание и анализ исследований, посвященных вопросу влияния иностранного языка на личность субъекта, его изучающего. Особое внимание уделено результатам исследований личности, находящейся в условиях изучения иностранного языка. Цель исследования в университете Лингнан (Гонконг, Китай) - установить, каким образом связаны личностные различия, стратегии обучения и языковая компетентность студентов. Исследователям не удалось зафиксировать четкую зависимость между типами личности, стратегией обучения и уровнем владения языком. Целью эксперимента, проведенного в университете Билкент (Анкара, Турция), было изучение того, каким образом связаны черты личности студентов (интроверсия-экстраверсия) и используемые ими стили изучения иностранного языка. Исследователи приходят к выводу, что черты личности неслучайно связаны со стилями обучения, но на школьную успеваемость это не оказывает существенного влияния. Приведены результаты исследования, проведенного среди студентов языковых и неязыковых факультетов Государственного гуманитарно-технологического университета (РФ, Московская область). Для исследования влияния изучения иностранного языка на личность были использованы: методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси), тест «Большая пятерка» (Р. Мак Крае, П. Коста, адаптирован А.Б. Хромовым, 1999), «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко) и методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). При анализе данных, полученных с использованием «Пятифакторного опросника личности» («Большая пятерка»), было установлено, что испытуемые языковой группы в сравнении с неязыковой имеют более высокие показатели в факторе «настойчивость»: они больше ценят эффективность в делах, продуктивность в работе и трудолюбие. Обобщая рассмотренные экспериментальные данные, которые не отражают существенных различий между многими особенностями личности студентов языковых и неязыковых факультетов, можно говорить, что изменения личности студентов в процессе изучения иностранного языка происходят довольно медленно, оказываются слабозаметными и проявляют себя в ограниченном круге симптомов.
Ключевые слова
овладение иностранным языком; личность; свойства личности; академическая успеваемость; уровень успеха; интроверсия; экстраверсия; настойчивость; эффективность в делах; foreign language acquisition; personality; personality traits; academic achievement; success
PERSONALITY DYNAMICS IN THE COURSE OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE
The article describes and analyzes studies devoted to the influence of foreign languages on personality. Special attention is paid to the examinations of personality who learns a foreign language. The goal of the research held in Lingnan University (Hong Kong, China) was to find out how personality differences, learning strategies and language competence of students are associated. Researchers failed to record a clear link between personality types, learning strategies and the level of the foreign language proficiency. The aim of the experiment held in Bilkent University (Ankara, Turkey), was to study how personal traits of students (introversion-extraversion) are associated with learning styles. The researchers conclude that personality traits are related to the learning styles not by chance, but they have no significant effect on academic performance. The article also shows the experiment results held among students of lingual and non-lingual faculties of the State University of Humanities and Technologies (Russia, Moscow region). To study the influence of learning a foreign language on the person, there were used: the methodology of self-identity (S.A. Budassi), the test «Big Five Inventory» (R. McCrae and P. Costa, adapted by A.B. Khromov, 1999), «Method of General Communicative Tolerance Diagnostics» (V.V. Boyko) and the methodology «Value orientations» (M. Rokeach). When analyzing the data obtained with the use of the Big Five Inventory, it was found that the subjects of the lingual group, when compared to those of the non-lingual one, had higher scores of the factor «persistence»: they value efficiency in business, productivity in work and diligence more. Summarizing the stated experimental data, which do not reflect significant differences between personality traits of students of lingual and non-lingual faculties, we can say that personalities of students studying foreign languages change rather slowly, are poorly visible and these changes appear in a limited circle of symptoms.
Список литературы
-
Стратегии самостоятельного изучения иностранных языков (на примере немецкого языка) [Электронный ресурс]: методические рекомендации / Казан. гос. ун-т; филол. фак.; каф. романо-герм. филол.; науч. ред. Ф.Л. Ратнер; сост. Л.Ф. Закирова. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. - 36 с. - Дата обращения 09.02.2015. http:// kpfu.ru/docs.pdf.
-
Chang, C. Y., Liu, S. C., Lee, Y. N. (2007) A study of language learning strategies used by college EFL learners in Taiwan. Language Learning. 3. p. 235-262.
-
Chen, S. X., Benet Martínez, V., Harris Bond, M. Bicultural Identity, Bilingualism, and Psychological Adjustment in Multicultural Societies: Immigration Based and Globalization Based Acculturation. Journal of personality. 76(4). p. 803-838.
-
Clements, R.; Dornyei, Z. & Noels, K.A. (1994). Motivation, self-confidence and group cohesion in the foreign language classroom. Language Learning. 44. p. 417-448.
-
Erton, I. (2010) Relations between personality traits, language learning styles and success in foreign language achievement. Journal of Education. 38. p. 115-126.
-
Harris, V. & Grenfell, M. (2004). Language learning strategies: a case for cross-cultural collaboration. Language Awareness. 13(2).
-
Li, J. & Qin X. (2006). Language learning styles and learning strategies of tertiary level English learners in China. RELC journal. 37(1). p. 67-89.
-
Oxford, R.L. (1995). What Every Teacher Should Know. New York: Newbury House.
-
Sharp, A. (2008) Personality and Second Language Learning. Asian Social Science. 4(11). p. 17-25.
-
Skehan, P. (1998). Cognitive approaches to language learning. Oxford: Oxford University Press.
-
Tannen, D. (1991). You just don't understand: women and men in conversation. London: Virago.