Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ИННОВАЦИОННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Развитие потенциальных способностей и возможностей личности в юношеский период является одним из важных направлений в деятельности современных психологов-практиков. Отсутствие научно обоснованного подхода к анализу становления инновационного потенциала личности и формированию принципов и методов управления его развитием позволило сформулировать цель исследования - на основе эмпирических данных разработать технологию становления и самореализации инновационного потенциала личности, способствующую внедрению системы практических основ для развития инновационных возможностей в различные периоды развития личности. Безусловно, среди многочисленных личностных качеств, характеризующих эффективность лидера, инновационность представляет одну из важных составляющих. Конструктивно мыслящие личности, способные генерировать и, самое главное, мобильно внедрять прогрессивные идеи, составляют главное достояние любого цивилизованного государства. Характерной особенностью данной статьи является интеграция психолого-педагогических подходов к анализу предпосылок основ развития инновационности личности и лидерских качеств в образовательном пространстве средней школы. В результате исследования проанализированы качественные и количественные характеристики особенностей проявления инновационности и лидерства у юношей и девушек. Интерпретация многочисленных данных позволяет утверждать, что существуют значимые различия в особенностях проявления инновационного и лидерского поведения у юношей и девушек. Результаты проведенного исследования позволят повысить эффективность психологической работы по диагностике и развитию особенностей инновационного потенциала личности в практике образовательного процесса. На основании полученных данных в статье представлены рекомендации по совершенствованию психолого-педагогических технологий сопровождения становления инновационного и лидерского поведения в средней школе с учетом гендерных особенностей развития личности учащихся.
Ключевые слова
лидерство; лидерские способности; инновационный потенциал личности; инновационность; гендерные характеристики; leadership; leadership skills, innovation potential of a personality, innovation, gender characteristics
GENDER CHARACTERISTICS OF LEADERSHIP QUALITIES AND INNOVATION OF SENIOR PUPILS
The development of a young person’s potential capabilities is one of the important directions of the modern psychologists-experts’ activity. The absence of a scientifically motivated way of analyzing innovation potential development of a personality and the formation of principles and methods regulating its progress allowed us to formulate the aim of the research, which is to work out on the basis of empirical studies a technology of innovation potential development and self-realisation of a personality, contributing to the implementation of practical foundations of the system for the development of innovative capacity in the different periods of the development of the personality . Certainly, among many personal qualities that characterize the effectiveness of a leader, innovation is one of important components. Constructively minded individuals, capable of generating and, most importantly, introducing progressive ideas rapidly, are the main assets of any civilized State. The distinctive peculiarity of the given article is the integration of psychological and pedagogical approaches to analyzing the preconditions of basic innovation and leadership skills development in a personality in secondary school educational environment. As a result of the study we analyzed the qualitative and quantitative information about the features of innovative behavior and leadership skills manifestation in youth and girls. Interpretation of the numerous data suggests that there are significant differences in the features of innovative and leadership behavior manifestation in youth and girls. The results of the conducted research will allow us to increase the effectiveness of psychological work when diagnosing and developing the peculiarities of innovation potential in a personality during educational process. Based on the results, the article presents recommendations for the improvement of psychological-pedagogical technologies of support of innovative and leadership behavior formation at secondary school taking into account students’ gender-specific personal development features.
Список литературы
-
Кудинов, С.И. Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности [Текст] / С.И. Кудинов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2013. - №1 (2). - С.14-19.
-
Михайлова, О.Б. Гендерные особенности становления инновационного потенциала у студентов [Текст] / О.Б. Михайлова // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2014. - № 2. - С. 42-49.
-
Михайлова, О.Б. Особенности лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата [Текст] / О.Б. Михайлова, Э.А. Каминская // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 32 (4). - С. 28-34.
-
Михайлова О.Б., Косталес А. И. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности [Текст] / О.Б. Михайлова, А.И. Косталес // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2011. - №3. - С. 29-33.