Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ И ЧУВСТВА ЮМОРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ТЕАТРАЛЬНУЮ СТУДИЮ
Статья посвящена проблеме креативности и чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих театральную студию. Обращается внимание на то, что креативность является ключевым фактором развития личности, поэтому активизация творческого потенциала детей является насущной задачей современного образования. В работе ставилась цель определить особенности креативности и чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих и не посещающих театральную студию. Объектом исследования стала креативность как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Предмет исследования - креативность и чувство юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих театральную студию. Указывается, что юмор рассматривается как форма и подмножество креативности. В результате проведенного исследования были выявлены особенности креативности и чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, посещающих театральную студию. Был сделан вывод о том, что в группе детей, посещающих театральную студию, значимо высокий уровень показателей по параметрам креативности: оригинальность, разработанность, название; статистически шире круг ситуаций, которые воспринимаются как смешные, и возможные признаки категоризации этих ситуаций, чем у детей, не посещающих театральную студию. Подчеркивается, что занятия в театральной студии положительно влияют на развитие креативности детей. Доказано, что дети, посещающие театральную студию, способны давать необычные ответы, предлагать оригинальные, нестандартные идеи, выходящие за рамки очевидного и общепринятого. Эти дети демонстрируют достоверно глубокое понимание смешного: они способны выявлять в сюжете логическое и ролевое несоответствие, сочетание несочетаемого.
Ключевые слова
креативность; чувство юмора; дети дошкольного возраста; театральная студия; creativity; sense of humor; preschool children; theatrical studio
THE PECULIARITIES OF CREATIVITY AND SENSE OF HUMOR OF PRESCHOOL AGE CHILDREN ATTENDING A THEATRICAL STUDIO
The article deals with the problem of creativity and sense of humor of the preschool age children attending a theatrical studio. The attention is paid to the fact that creativity is the key factor in the development of the personality, so the activation of creative potential of children is an urgent task of modern education. The aim was to identify the characteristics of creativity and sense of humor of the preschool age children attending and not attending a theatrical studio. The object of this study is creativity as the ability to generate unusual ideas, to deviate from the traditional thinking schemes, to quickly resolve problem situations. The subject of the research is creativity and sense of humor of the preschool age children attending a theatrical studio. It is indicated, that humor is a form of creativity. The study identified characteristics of creativity and sense of humor of the preschool age children attending a theatrical studio. It was concluded that the group of children who attend drama school have a significantly higher level of performance on parameters of the creativity: originality, readiness, name; the range of situations that are perceived as funny and possible signs of categorizing these situations are statistically wider than children who do not attend the theatrical studio. It was concluded that drama lessons have a positive effect on the development of the creativity of children. It is proved that children who attend drama school аre capable of giving unordinary answers, offering original, innovative ideas beyond the obvious and conventional. These children demonstrate a significantly deeper understanding of funny: they are able to identify the logical and role mismatch in a plot.
Список литературы
-
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
-
Бороденко, М.В. Два лица Януса-смеха / М.В. Бороденко. - Ростов н/Д., 1995. - 86 с.
-
Домбровская, И.С. Юмор в контексте развития [Текст]: монография / И.С. Домбровская. - СПб.: Издательство ТО «Неформат», 2014. - 280 с.
-
Дружинин, В.Н. Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 14, № 4. - С. 83-93.
-
Иванова, Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии.- 2002. - № 1. - С. 76-87.
-
Лук, А.Н. О чувстве юмора и остроумии / А.Н. Лук. - М.: Искусство, 1977. - 184 с.
-
Любарт, Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. - М.: Когито-Центр, 2009. - 215 с.
-
Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 304 с.
-
Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.
-
Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности / Е.Е. Туник. - СПб.: Иматон, 1998. - 48 с.