Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
В статье предпринята попытка проанализировать процесс коммуникативного взаимодействия приемных родителей и детей в период вхождения их в состав семьи. С этой целью дается представление о приемной семье и приемных детях. Чтобы глубже проникнуть в природу данной проблемы, авторы изучили множество трудов, сопоставили ведущие научные подходы отечественных и зарубежных ученых в исследовании роли семьи в развитии личности ребенка. В статье описывается феномен адаптации в целом и ее особенности в период вхождения приемного ребенка в замещающую семью. Авторы рассматривают теоретические представления о детско-родительских отношениях и результаты экспериментального исследования коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях в период адаптации. Описано влияние структурных и функциональных характеристик приемной семьи на развитие коммуникативного взаимодействия детей и родителей. Авторами разработана методика оценки коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях, основанная на анализе основных теоретических подходов. Даются результаты экспериментального исследования. Изучение данной проблемы позволило сделать вывод о том, что функциональные характеристики семьи являются доминирующими по отношению к структурным в развитии коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях. Положительное эмоциональное воздействие замещающих родителей на детей, непротиворечивость их воспитания, дружеские взаимоотношения между членами семьи, восприятие приемным ребенком своего статуса как «нужного» - вот то, что создает положительный психологический климат и способствует благоприятному течению процесса коммуникативного взаимодействия родителей и детей в приемных семьях.
Ключевые слова
приемная семья; коммуникативное взаимодействие; адаптация; дети-сироты; депривация; коммуникативная компетентность; коммуникативная активность; foster family; communicative interaction; adaptation; orphans; deprivation; communicative competence; communicative a
SPECIAL FEATURES OF COMMUNICATIVE INTERACTION BETWEEN FOSTER PARENTS AND CHILDREN DURING THE ADAPTATION PERIOD OF LIVING TOGETHER
The article attempts to analyze the process of communicative interaction between foster parents and children during their entry into the family. For this purpose, it gives an idea of a foster family and foster children. To go deeper into the nature of the problem under study authors analyzed many works, described several scientific approaches of domestic and foreign scientists of the study of the role of the family in the child's personality development. The authors consider the phenomenon of adaptation in general, and its peculiarities when the adopted child enters the substitute family. The article deals with theoretical concepts of parent-child relationship and the results of an experimental study of communicative interaction of parents and children in foster families in the period of adaptation. It describes the impact of structural and functional characteristics of the foster family on the development of communicative interaction between children and parents. The authors have developed a method of evaluating the communicative interaction between parents and children in foster families, based on the analysis of the main theoretical approaches. The results of experimental studies are given. On the basis of the study it is concluded that the functional characteristics of the family are dominant in relation to the structural development of communicative interaction of parents and children in a foster family. Positive emotional impact of substitute parents on children, the consistency of their upbringing, friendly relations between family members, the perception of the foster child of his status as a “needed” - that's what creates a positive psychological climate, and contributes to the favorable course of the process of communicative interaction of parents and children in foster families.
Список литературы
-
Большой психологический словарь [Текст]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М., 2003 - 673 с.
-
Бушина, В.Н. Формирование коммуникативной компетентности родителей в условиях учреждения дополнительного образования [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.Н. Бушина. - Екатеринбург, 2006. - 148 с.
-
Воробьева, Н.А. Структурно-функциональные характеристики семьи как фактора развития коммуникативных способностей старшеклассников [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.А. Воробьева. - Иркутск, 2004. - 18 с.
-
Петровская, Л.А. О природе компетентности в общении [Текст] / Л.А. Петровская // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 1996. - №3. - С. 31-35.
-
Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
-
Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст]; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
-
Шипицына, Л.М. Психология детей-сирот [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2005. - 628 с.