Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УИС: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ
В статье рассматривается актуальная проблема сущности, содержания и формирования гражданственности у сотрудников пенитенциарной системы в ведомственных вузах в условиях ее реформирования на принципах гуманизма, гласности, демократии, легитимности. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, регламентирующие вышеназванные принципы. Наиболее важным вопросом, поднимаемым в данной работе, является отражение принципов гуманизма, гласности, демократии, легитимности в деятельности сотрудников подразделений уголовно-исполнительной системы (УИС). Статья также анализирует практику подготовки личного состава в ведомственных вузах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по формированию и развитию у курсантов гражданственности, основывающейся на принципах гуманизма, гласности, демократии, легитимности. Гражданственность в данной статье определяется в широком и узком смыслах. Гражданственность в широком смысле - это преданность Родине, патриотизм, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, корректность и уважение к государственным и общественным институтам. В узком смысле, применительно к сотрудникам и специфике УИС, - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, как граждан, существенно ограниченных в этих правах и свободах по закону, и непревышение своих полномочий при правомерном применении оружия, физической силы и специальных средств в случае, когда переговоры или убеждения оказались неэффективными.
Ключевые слова
гражданственность; гуманизм; гласность; демократия; легитимность; сотрудники УИС; ведомственные вузы ФСИН; citizenship; humanism; openness; democracy; legitimacy; the penal system staff; departmental universities of FPS
CIVIC CONSCIOUSNESS OF PRISON SYSTEM EMPLOYEES: NATURE, CONTENT, FORMATION AT DEPARTMENTAL UNIVERSITIES
The article deals with the essence of the actual problem of the contents and the formation of citizenship of the prison system employees at departmental institutions of higher education in the conditions of its reformation on the principles of humanism, transparency, democracy, legitimacy. The article deals with governing regulations of these principles. The most important question raised in this paper is the reflection of the principles of humanism, openness, democracy and legitimacy in the work of employees of units of the penal system. The article also analyzes the practice of training personnel at the departmental universities of the Federal Penitentiary Service (FPS) in the process of the formation and development of students’ citizenship, based on the principles of humanism, transparency, democracy, legitimacy. Citizenship in this article is defined in the broad and narrow senses. Citizenship in the broadest sense - is the devotion to the motherland, patriotism, awareness of the unity of rights, freedoms and duties of a man and a citizen, respect to the state and public institutions. In the narrow sense, concerning employees and penal system specifics - is ensuring the protection of rights, freedoms and legitimate interests of convicts and persons in custody as citizens, who are significantly restricted in these rights and freedoms according to law, and not exceeding their authority by legitimate use of weapons, physical force and special means, when negotiations and persuasion have failed.
Список литературы
-
Концепция взаимодействия ФСИН России со средствами массовой информации: Приложение № 1 к распоряжению ФСИН России от 1 февраля 2011 г. № 10-р [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/press/interaction: (дата обращения: 8.08.2016).
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [Текст]. - М.: Проспект, 2001. - 48 с.
-
Дегтяренко, Т.А. Социально-психологические аспекты формирования уставных взаимоотношений среди сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] / Т.А. Дегтяренко, Ю.В. Дегтяренко // Цикл лекций для проведения занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации / Т.А. Дегтяренко, Ю.В. Дегтяренко. - М., 2004. - С.69-77.
-
Поливаева, Н. П. Проблема имиджа УИС: теоретические основы исследования / Н.П. Поливаева // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2014. - № 2. - С.73-80.
-
Концепция взаимодействия ФСИН России со СМИ: в исправительных учреждениях вводится режим гласности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prisonlife.ru/analitika/987-koncepciya-vzaimodeystviya-fsin-rossii-so-smi-v-ispravitelnyh-uchrezhdeniyah-vvoditsya-rezhim-glasnosti.html (дата обращения: 8.08.2016).
-
Европейские пенитенциарные правила: утверждены Комитетом министров государств-членов Европейских пенитенциарных правил 12 февраля 1987 года на 404-м заседании представителей министров [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901732870 (дата обращения: 8.08.2016).
-
Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: утверждено заместителем Министра юстиции Российской Федерации 20 апреля 2000 года [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=EXP&n=301457&req= doc (дата обращения: 8.08.2016).
-
Федорова, Е.М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки [Текст]: учебное пособие / Е.М. Федорова. - М.: НИИ ФСИН России, 2007. - 233 с.