Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
В статье подчеркивается, что в новых условиях профессиональной деятельности выпускнику недостаточно одних лишь предметных знаний, необходимо быть компетентным, конкурентоспособным специалистом, чтобы реализоваться как в личностно-профессиональном, так и социальном направлении. Авторы считают, что процесс вузовского обучения должен быть направлен на формирование общекультурных компетенций (ОК), поскольку они определяют способности человека ориентироваться в общественной жизни и профессиональной сфере. Формирование общекультурных компетенций - достаточно длительный процесс, требующий не только активности со стороны преподавателя, желающего передать знания, но и активности со стороны субъекта, т.е. самого обучающегося, стремящегося получить знания. В статье отмечается, что формирование ОК занимает особое место в структуре профессиональной подготовки обучающихся и возможно лишь в том случае, если процесс обучения организуется в соответствии с такими общепедагогическими принципами обучения, как компетентностный подход, непрерывность образования, системность, гуманистический подход к образованию. В рамках преподавания иностранного языка педагогу следует принимать во внимание общеметодические принципы: коммуникативности, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, реализации личностного профессионального развития, аутентичности, интенсификации учебного процесса, проблемности. С целью формирования ОК необходимо активно включать обучающихся в различные виды деятельности, направленные на формирование личности и подготовку ее к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Большое значение в этом отношении приобретает воспитательный процесс, который является неотъемлемым элементом образовательного процесса в целом. Воспитательное воздействие на обучающегося с целью формирования общекультурных компетенций в вузе носит комплексный характер. На решение данной проблемы направлены содержание программ обучения дисциплин «Иностранный язык», «Методика преподавания», применение разнообразных форм взаимодействия преподавателя и обучающегося в аудиторной и во внеаудиторной работе. Существует целый ряд методов организации продуктивной совместной деятельности преподавателей и обучающихся, которые способствуют успешному формированию общекультурных компетенций. Исключительную важность приобретает выделение психолого-педагогических условий, которые рассматриваются авторами как целенаправленно создаваемые участниками педагогического процесса обстоятельства, обеспечивающие оптимальное использование их возможностей для успешного формирования ОК обучающихся в высшей военной школе. Выделенные авторами критерии сформированности общекультурных компетенций и их показатели носят обобщенный характер, однако они достаточно конкретны для того, чтобы оценить уровень сформированности общекультурных компетенций обучающихся на занятиях по иностранному языку в высшей школе.
Ключевые слова
формирование общекультурных компетенций; психолого-педагогические условия; критерии и показатели сформированности общекультурных компетенций; the formation of general cultural competencies; psycho-pedagogical conditions; criteria and indicators of formi
THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES IN THE CONDITIONS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
The article highlights that in the new circumstances of professional activity it is not enough to grasp only subject knowledge for a graduate. You must be a competent, competitive specialist to realize oneself both in the personal-professional and the social direction. The authors believe that the process of higher education should be focused on the formation of general cultural competencies because they define the human ability to pattern its behaviour in the public life and in the professional sphere. In the article it is stressed that the formation of these competencies is of great importance in the structure of students’ vocational training. The formation of general cultural competencies is a fairly long process requiring not only activity on the part of the teacher, wishing to transfer knowledge but the activity on the part of the learner seeking knowledge. It is noted that the formation of general cultural competencies holds a special place in the structure of students’ training and it is possible only if the learning process is organized in accordance with general pedagogical principles of learning such as the competence approach, the continuity of education, the consistency, the humanistic approach to education. Within the framework of the foreign language training a teacher should take into account general methodological principles, such as: the principle of communication, of interconnected learning to the speech activity types, the realization of personal professional development, the authenticity principle, the principle of educational process intensification, the problematic principle. With the aim of forming general cultural competencies it is necessary to involve students in various activities, aimed at developing the personality and their preparation for the future independent life. In this respect the education process is of great importance as an integral element of the educational process. The educational influence on the learner with a view to create general cultural competencies at the higher education institution must be complex. The content of training programs such as «Foreign Language», «Methods of teaching», the use of various interaction forms between a teacher and a student in the classroom and in the extracurricular work are aimed at the solution of this problem. There are a number of methods of organizing productive joint activities for teachers and students that contribute to the successful formation of general cultural competencies. To emphasize psycho-pedagogical conditions is of great importance. These conditions are considered by the authors as the circumstances purposefully created by the educational process participants to ensure the optimal use of their abilities for successful formation of students’ general cultural competencies at the higher military school. The criteria of general cultural competencies development are highlighted in the article. Selected criteria and indicators are of generic character, however, theу are specific to assess the level of students’ general cultural competencies at the foreign language classes.
Список литературы
-
Дулепова, Ю. В. Формирование общекультурных компетенций современного специалиста-выпускника технического вуза на занятиях по иностранному языку [Текст] / Ю. В. Дулепова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. - Орел: Изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет». - 2013. - № 5. (55). - С. 235-239.
-
Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2004. - 384 с.
-
Карева, Н.В. Средства развития личностной культуры в условиях дифферен-цированной учебной деятельности в условиях вуза [Текст] / Н.В. Карева // Формирование личности в условиях высшей школы: материалы межвуз. круглого стола педагогов-исследователей. Часть II. - Липецк: ЛГПУ, 2004. - С.124-127.
-
Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.-Воронеж: Российская академия образования - Московский психолого-социальный институт, 2001.
-
Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики [Текст] / Е.И. Пассов. - М., 1989.
-
Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
-
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской. - «Эйдос», 2002. - Режим доступа: http://eidos.ru/news/compet/html.
-
Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов [Текст] / В.А. Якунин. - М., 1994.