Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ
В статье раскрывается историко-педагогический аспект подготовки инженерных кадров в России, а также основные ориентиры в обучении будущих специалистов-инженеров в современных вузах. Авторы статьи акцентируют внимание на том, что реформирование отечественного образования затронуло все направления подготовки инженеров в современных вузах, в том числе и военно-технических. Военно-инженерная наука занимает среди прочих военных наук особое место. Подготовка военных инженеров в условиях вуза нацелена в настоящее время на овладение ими профессиональными компетенциями. Подготовка инженерных кадров является самой наукоемкой из всех сфер образования. В рамках публикуемой статьи проведен краткий анализ отличительных черт научно-инженерной системы образования в странах Европы: Англии, Франции, Германии. Подчеркивается тесная связь инженерного и военного образования. Функции военных инженеров в настоящее время значительно расширились. Требуются инженеры-исследователи, организаторы работы команды, руководители творческих научно-инженерных коллективов. В связи с этим в вузах необходимо развивать способности у будущих специалистов по руководству трудовыми коллективами. Это можно обеспечить при единстве технической и гуманитарной составляющей образования, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности специалиста. Инженерная традиция в России всегда опиралась на сильное базовое математическое и естественнонаучное образование. Инженер должен иметь способности и возможности к творческому развитию своей сферы деятельности. Компетентностный подход, ставший ведущим за последние десять лет в российском высшем образовании, соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке конкурентоспособных инженеров. Становится все более актуальной проблема формирования персональной ответственности военных инженеров. Авторы статьи рассматривают ответственность личности с позиций многогранности контекстов и педагогической всесторонности данного понятия. Инженерная деятельность требует изобретательских способностей, которые можно развить с помощью решения эвристических задач при изучении различных дисциплин. Сформированное эвристическое мышление поможет будущему специалисту выполнять свои должностные обязанности на высоком уровне. Статья может быть полезна преподавателям высшей школы, соискателям, аспирантам и адъюнктам военных вузов. Материалы статьи могут быть использованы при проведении научно-методических семинаров в учебных заведениях.
Ключевые слова
инженерное образование; военный инженер; компетентностный подход; персональная ответственность; эвристический подход; engineering education; a military engineer; competence approach; personal responsibility; heuristic approach
URGENT PROBLEMS OF TRAINING MILITARY ENGINEERS
The article reveals the historical and pedagogical aspect of training engineers in Russia, as well as the basic guidelines in the training of future engineers at modern universities. The authors pay attention to the fact that the reform of national education has affected all areas of training of engineers at modern universities, including military-technical ones. Military engineering science occupies a special place among other military Sciences. The training of military engineers at modern institutions of higher education is currently focused on the acquisition of professional competences. Training of engineers is the most knowledge-intensive of all sectors of education. In the framework of the article a short analysis is carried out on the distinctive features of scientific and engineering education system in Europe: England, France, and Germany. So the close relationship of engineering and military education is emphasized. Functions of military engineers at the present time have grown significantly. Engineers, researchers, organizers of team work, the leaders of the creative scientific and engineering teams. In this regard, universities need to develop the abilities of future specialists in human resources management. This can be achieved by the unity of technical and humanitarian component of education, which provides a high level of competitiveness of a specialist. Engineering tradition in Russia has always relied on a strong base mathematical and scientific education. The engineer must have the ability and opportunity to the creative development of its field of activity. Competence-based approach which has become a leading over the past ten years in Russian higher education meets the requirements for the training of competitive engineers. The problem of the formation of personal responsibility of military engineers is becoming more important. The authors discuss the responsibility of the individual from the standpoint of the multiplicity of contexts and pedagogical versatility of the concept. Engineering activity requires developed inventive abilities that can be developed by using the solution of heuristic tasks when studying different subjects. The generated heuristic thinking will help a future specialist to perform his duties at a high level. The article can be useful for high school teachers, applicants, graduate students, and adjuncts of the military schools. The article can be used at scientific-methodological seminars at universities.
Список литературы
-
Дорофеев, А. О подготовке инженеров: бикорпоративная компонента [Текст] / А. Дорофеев, А. Лукьяшенко // Высшее образование в России. - 2000. - № 1. - С. 106-113.
-
Кошелева, А. О. Развитие контекстного интеллекта будущего специалиста в процессе сочетания очной и заочной форм обучения [Текст] / А.О. Кошелева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - № 4. - 125 с. - С. 107-114.
-
Кошелева, А.О. Формирование профессионального интереса будущих специалистов к исследовательской деятельности [Текст] / А.О. Кошелева, Э.Е. Лукьянчиков, О.И. Шевченко // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - № 5. - 125 с. - С.114-119.
-
Кошелева, Е. А. Дидактические технологии, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций обучающихся в процессе изучения математических дисциплин в техническом вузе [Текст] / Е. А. Кошелева // Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий, в том числе дистанционного и электронного обучения. - Орел: ОГУ, 2014. - С. 47-51.
-
Развитие способностей магистрантов к научно-исследовательской деятельности [Текст]: монография / под общ. ред. А. О. Кошелевой. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. - 92 с.
-
Реформы высшей школы: предмет, задачи, ориентиры [Текст] / А. Нещадин, А. Горин, Г. Тульчинский // Общество и экономика, 2007. - № 1. - С. 73-74.
-
Сальников, В.А. Инженерная деятельность в системе инженерного образования [Текст] / В.А. Сальников, А.В. Кукин // Инженерное образование, 2004. - № 2. - С.100.