Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрываются основные положения интегрированного подхода к формированию профессиональной готовности педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подчеркивается, что в современном обществе активно разрабатываются различные концепции на исходных положениях социоцентрической модели педагогической интеграции. Педоцентристкая модель остается недостаточно разработанной к настоящему времени, но, несомненно, актуальной и заявленной как стержневая в ФГОС дошкольного образования. Интегрированный подход к среднему и высшему профессиональному образованию содействует созданию широко эрудированной личности, владеющей единым мировоззрением, способной независимо группировать имеющиеся у нее знания и нетрадиционно подходить к решению разнообразных профессиональных задач, приближению подготовки к реалиям жизни. В статье раскрыты существующие в современной педагогике различные взгляды на специфику интеграции содержания образования: с точки зрения одних исследователей, интеграция предполагает только межпредметные связи, с точки зрения других, - сочетание внутрипредметных и межпредметных связей. Авторами статьи поддерживается мнение большинства исследователей, рассматривающих интеграцию как многоуровневый, качественно отличный уровень связей образовательных компонентов. Отмечено, что в методическом плане реализация интегрированного подхода к профессиональному образованию будущих педагогов дошкольного образования в системах СПО и ВО нашла отражение в попытках разработать содержание интегрированных учебных предметов для студентов дошкольного профиля в педагогическом колледже и вузе, в конструировании интегративных элективных курсов, ориентированных на освоение целостной профессиональной деятельности, а не процессов выполнения отдельных технологий или педагогических действий.
Ключевые слова
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; профессиональная готовность; педагогическая интеграция; интегрированный подход; педоцентристкая модель педагогической интеграции; социоцентрическая модель педагогической интег
THE INTEGRATED APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRE-SCHOOL EDUCATION (FSES PE)
The article describes the main points of the integrated approach to the formation of professional readiness of teachers to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education. It is emphasized that at present there is an active development of various concepts based on the sociocentric model of pedagogical integration. The pedagogical-centric model remains insufficiently developed so far, but, undoubtedly, urgent and stated as crucial in FSES of pre-school education. The integrated approach to secondary and higher education contributes to the formation of a widely erudite person with a holistic worldview, which is able to organize independently his knowledge and innovative approaches to address a variety of professional tasks, to approximate the training to the realities of life. The article reveals existing in modern pedagogy different views on the specifics of the integration of the content of education: from the point of view of some researchers, integration involves only interdisciplinary connections, from the point of view of others - a combination of innersubject and interdisciplinary connections. The authors support the view of the majority of researchers, considering the integration as a multi-level, qualitatively different level of relations of educational components. It is noted that in the methodical aspect the implementation of the integrated approach to vocational training of the future teachers of pre-school education in the systems of college and higher education is reflected in the effort to develop the content of the integrated subjects for students of preschool specialization at pedagogical college and high school, in the construction of integrative elective courses focused on the development of a coherent professional activity, rather than performing individual processes or technologies of pedagogical action.
Список литературы
-
Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации [Текст] /В.С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике; отв. ред. В.С. Безрукова. - Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. - С. 5-26.
-
Васильева, C.B. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Васильева. - М., 1994. - 18 с.
-
Лиферов, А.П. Глобальное образование - путь к интеграции мирового образовательного пространства [Текст] /А.П. Лиферов. - М.: Педагогический поиск, 1997. - 106 с.
-
Тюнников, Ю.С. Об исходном основании логико-содержательной основы и нормативных схемах педагогической интеграции [Текст] / Ю.С. Тюнников / Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. - Екатеринбург, 1993. - С.122-125.
-
Чапаев, Н.К. Принципы интеграции профессионального образования [Текст] / Н.К.Чапаев // Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. - Екатеринбург, 1993. - С.59-62.