Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современный этап развития отечественного образования, связанный со сменой общественных приоритетов, актуализирует проблему осмысления педагогического наследия с целью сохранения исторической преемственности поколений и обеспечения национальной самоидентификации российского общества. Одним из основных вопросов идентификации является родной язык. Развитие речи и обучение родному языку являются ядром всей системы воспитания в первые годы жизни ребенка, определяющие формирование у него умственных, нравственных и эстетических способностей. Авторы статьи в целостном виде представили историко-педагогический анализ научных и педагогических взглядов на процесс становления и развития проблемы обучения детей родному языку в отечественном образовании в период от Древней Руси до XXI века. В статье отмечается вклад отечественных языковедов, педагогов, психологов, видных общественных деятелей (Е. Славинецкого, М. Смотрицкого, Ф. Поликарпова, М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.И. Тихеевой и др.) в разработку основ методики развития речи и обучения детей родному языку. Благодаря их трудам, к середине XIX века в образовательной практике России расширяется содержание преподавания русского языка, усиливается ее практическая направленность. Именно этот период является временем рождения новой науки - методики обучения родному языку, включающей применение закономерностей развития языка и речи к процессам овладения им. Эволюция научных взглядов на процесс развития речи и обучение родному языку перестроила представления о воспитании, обучении и развитии ребенка дошкольного возраста. Результаты исследования позволяют рекомендовать использование идей, концепций систем, заимствованных из прошлого, для осмысления и дальнейшего их разностороннего использования при условии адаптации к требованиям современных образовательных программ дошкольного образования.
Ключевые слова
эволюция научных взглядов; дети дошкольного возраста; обучение родному языку; процесс обучения грамоте; русский язык; развитие речи детей; evolution of scientific views; preschool children; teaching in the mother tongue; literacy programmes; Russian language
THE EVOLUTION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL VIEWS ON THE PROBLEM OF SPEECH DEVELOPMENT AND TEACHING THE NATIVE LANGUAGE TO PRESCHOOL CHILDREN IN THE NATIONAL EDUCATION
The current stage of development of Russian education, associated with the change of public priorities, actualizes the problem of understanding the pedagogical heritage to preserve historical continuity of generations and of ensuring the national identity of the Russian society. One of the main issues of identification is the native language. Language development and the teaching of the mother tongue is the core of the entire system of education in the early years of a child's life that determines the formation of the mental, moral and aesthetic abilities of the child. The authors of the article in an integral way presented the historical and pedagogical analysis of scientific and pedagogical views on the process of formation and development of problems of teaching children their native language in the national education in the period from Ancient Rus to the twenty-first century. The article notes the contribution of Russian linguists, educators, psychologists, prominent public figures to the development of the basics of techniques of speech development and teaching native language to children (E. Slavinskiy, M. Smotritskiy, F. Polikarpov, M.V. Lomonosov, A.H. Vostokov, I.I. Sreznevskiy, K.D. Ushinskiy, L.N. Tolstoy, I.E. Miheevova etc.). Due to their work by the middle of the nineteenth century the content of the teaching of the Russian language in the educational practice of Russia is expanding, increasing its practical orientation. This period is the time of the birth of a new science - methods of teaching native language, including the use of regularities of development of speech and language to the processes of mastering them. The evolution of scientific views on the process of language development and the teaching of the mother tongue reconstructed ideas about education, training and development of the preschool child. The results of the study allow us to recommend the use of ideas, concepts, systems, borrowed from the past for understanding and further versatile use, subject to its adaptation to the requirements of modern educational programs of preschool education.
Список литературы
-
Амирова, Т.А. История языкознания [Текст] / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественкий. - М., 2003.
-
Каптерев, П.Ф. История русской педагогии [Текст] / П.Ф. Каптерев. - СПб, 2004.
-
Ключевский, В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей [Текст]/ В.О. Ключевский - М., 1913.
-
Латышина, Д.И. История педагогики [Текст] / Д.И.Латышина. - М., 1998.
-
Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / К.Д.Ушинский: Избр. пед. соч. - Т.5. - М., Л., 1949.
-
Ушинский, К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» [Текст] / К.Д. Ушинский. Собр. соч. Т.7. М., 1949.с.
-
Чернышев, В. Разыскания об Ушинском [Текст] // Русская школа, 1912, - №1 - 3.
-
Чуйкова, Ж.В. Развитие системы обучения дошкольников родному языку в отечественной педагогике [Текст] / О.С. Ушакова, Ж.В. Чуйкова. - Елец, 2006.