Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ПРЕЕМСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ СИСТЕМАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлены некоторые аспекты исследования, проведенного в 2010 - 2013 гг. в рамках государственной программы г. Москвы «Столичное образование» на базе городской экспериментальной площадки «Преемственная художественно-образная система духовно-нравственного воспитания, развития и оздоровления детей в дошкольных учреждениях и начальной школе». Основная цель эксперимента состояла в разработке, апробации и внедрении современной преемственной модели воспитания личности ребенка на основе художественных образов, отражающих духовно-нравственные ценности и идеалы традиционной культуры России. Актуальность исследования обусловлена тем, что реализация задач духовно-нравственного воспитания и оздоровления детей становится в современной России национальным приоритетом. Одним из аспектов проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стала девальвация традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей и идеалов, отход от традиций отечественной культуры, неопределенность воспитательных целей и смысложизненных ориентиров. В статье отмечено, что в практике работы многих образовательных организаций педагогически целенаправленному отбору художественно-образных компонентов содержания образования и предметной развивающей образовательной среды не уделяется должного внимания. В детских садах и школах приоритетными являются интеллектуальное развитие детей и формирование когнитивной сферы личности. Деятельность авторской городской экспериментальной площадки была направлена на преодоление данной ситуации, на то, чтобы вернуть ребенка к полноценному детству и духовно-нравственному развитию через погружение в художественно-образный мир отечественной традиционной культуры. Разработанная экспериментальная художественно-образная система основана на следующих методологических подходах: аксиологическом, этнокультурном, интегративном, арт-терапевтическом.
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание; культура России; художественный образ; spiritual and moral education; Russian culture; artisticimage
SUCCESSIVE ARTISTIC-IMAGERY SYSTEM OF SPIRITUALAND MORAL EDUCATION, CHILDREN DEVELOPMENTAND HEALTH IN PRE-SCHOOL INSTITUTIONS AND PRIMARY SCHOOL
The article presents some aspects of research carried out in 2010-2013 as part of a state Moscow program «Metropolis education» at the experimental platform «Successive Artistic-Imagery System of Spiritual and Moral Education, Children Development and Health in Pre-School Institutions and Primary School». The main objective of the experiment was to develop, approve and introduce modern successive model of children's education based on artisticimages reflecting spiritual values and ideals of traditional Russian culture. Relevance of the research is related to a number of important social facts. The implementation of the tasks of spiritual and moral education and rehabilitation of children in modern Russia is becoming a national priority. One of the aspects of the problem of spiritual and moral education of the younger generation is the devaluation of the traditional domestic spiritual and moral values and ideals. There is a departure from the traditions of the national culture, the uncertainty of the educational goals and objectives that define the meaning of human life. There are some significant drawbacks in practice of the work of many educational institutions. Teachers do not pay enough attention to the purposeful selection of artistically-shaped components of educational content and subject developing educational environment. The employees of kindergartens and schools considered as priorities intellectual development of children, development of the cognitive sphere of personality. Activities city experimental platform was designed to overcome this situation. Teachers tried to return the child to their childhood, spiritual and moral development through immersion in the artistic and imaginative world of national traditional culture.
Список литературы
-
Бакланова, Т.И. Аксиологическая модель развивающей художественно-образной среды дошкольной образовательной организации [Текст] / Т.И. Бакланова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 11-32.
-
Бакланова, Т.И. Вклад в модернизацию этнокультурного образования [Текст] / Т.И. Бакланова // Этнодиалоги, 2011. - № 1. - С. 27.
-
Бакланова, Т.И. «Кто на свете всех милее?»: теоретические основы экспериментальной эколого-художественной педагогической системы // Народная художественная культура в дошкольных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.И. Бакланова; науч.ред. Т.И. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2005. - С.9-24.
-
Бакланова, Т.И. Московские школы с русским этнокультурным компонентом [Текст] / Т.И. Бакланова // Русская национальная школа, 2008. - № 1. - С. 37-47.
-
Бакланова, Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Русские традиционные народные календарные праздники [Текст]: 4 класс: учеб. пособие. - М.: АСТ Астрель, 2015. - 96 с.
-
Бакланова, Т.И. Этнокультурная педагогика: проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования [Текст]: монография / Т.И. Бакланова. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 155 с.
-
Бакланова, Т.И. Этнохудожественная педагогика как одно из приоритетных направлений развития современной педагогической науки [Текст] / Т.И. Бакланова // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2015. - С. 86-89.
-
Бакланова, Т.И. Интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - М.: РИНО, 2002. - 144 с.
-
Бакланова, Т.И. Музыкальный мир: Интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста (3-7лет) [Текст] / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - М.: Институт развития образовательных технологий, 2008.
-
Бакланова, Т.И. Музыкальный мир [Текст]: пособие для детей 5-7 лет. Часть 1. [Текст] / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - М.: Вентана-Граф, 2009.
-
Бакланова, Т.И. Музыкальный мир [Текст]: пособие для детей 5-7 лет: в 2 ч. Часть 2. [Текст] / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - М.: Вентана - Граф, 2011.
-
Бакланова, Т.И. Музыкальный мир [Текст]: программа, методические рекомендации, содержание занятий с детьми 5-7 лет. / Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова. - М.: Вентана-Граф, 2008.
-
Нестеренко, А.В. Инновации и инновационные процессы в этнокультурном образовании [Текст] / А.В. Нестеренко // Актуальные проблемы предшкольной подготовки в разных образовательных учреждениях: материалы международной научно-практической конференции. - М.: Российский университет кооперации. - 2007. - С.109-127.
-
Нестеренко, А.В. Приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям отечественной культуры в условиях этнокультурного образования Москвы [Текст] / А.В. Нестеренко // Созидательная миссия культуры: сборник статей молодых ученых. - Вып. 3. - М.: МГУКИ, 2004. - С.70-75.
-
Нестеренко, А.В. Формирование педагогической культуры родителей в условиях преемственной модели этнохудожественного образования «Детский сад - школ - вуз» [Текст] / А.В. Нестеренко // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: материалы всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.О. Добродеевой. - Шуя. ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. - С. 23-25.
-
Нестеренко, А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков [Текст]: учебное пособие (гриф УМО вузов РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов) / А.В. Нестеренко. - М.: МГУКИ, 2008. - 209 с.
-
Новикова, Г.П. Актуальные задачи и направления совершенствования дошкольного образования [Текст] / Г.П. Новикова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №3. - С. 9-19.
-
Новикова, Г.П. Народное искусство в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста как педагогическая проблема [Текст] / Г.П. Новикова //Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), 2014. - С. 236-243.
-
Новикова, Г.П. Преемственность дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО [Текст] / Г.П. Новикова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 14-20.
-
Новикова, Г.П. Проблемы модернизации и перспективы развития дошкольного образования [Текст] / Г.П. Новикова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №1. - С.8-11.
-
Новикова, Г.П. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО [Текст] / Г.П. Новикова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 10. - С. 14.
-
Новикова, Г.П. Теоретические предпосылки инновационной деятельности образовательных учреждений [Текст] / Г.П. Новикова // Инновационная деятельность в образовании // Материалы 3 Международной научно-практической конференции. - М., 2009. - С.7-14.
-
Новикова, Г.П. Формирование культуры межличностных отношений в процессе взаимодействия педагога и воспитанника [Текст] / Г.П. Новикова // ЦИТИСЭ, 2015. - № 2. - С. 34.
-
Новикова, Г.П. Формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / Г.П. Новикова // Педагогический профессионализм в образовании: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». - 2015. - С. 73-77.