Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Система дополнительного образования является своеобразной копилкой приемов социализации личности. Статья посвящена проблеме развития социально значимого качества личности - познавательной активности в условиях системы дополнительного образования. Цитируемые источники в настоящей статье отражают современную точку зрения на исследуемую проблему. Согласно современной концепции развития дополнительного образования, человек учится всю жизнь, т.е. накапливает различные компетенции, которые может применять в практической деятельности. Опыт социализации современные дети, по мнению автора, получают при реализации социальных проектов в условиях дополнительного образования. Социальные проекты дают широкие возможности для самореализации школьников в различных делах, приобретающих при умелом педагогическом управлении эффективную значимость для ребенка, помогают решить проблему разрыва между информированностью и реальными условиями повседневной жизни. На основе анализа научной литературы и опыта различных исследований, посвященных проблеме развития познавательной активности в условиях дополнительного образования, автором был разработан социальный проект «Книжное содружество». Он нацелен на популяризацию книг и чтения среди школьников. В статье представлен опыт реализации проекта, приведены примеры конкретных педагогических форм, являющихся результативными в процессе развития познавательной активности, которая помогает человеку понять себя, раскрыть заложенные возможности и способствует тому, чтобы он на протяжении всей жизни ставил перед собой определенные цели и стремился к их достижению. В статье уделено особое внимание влиянию системы дополнительного образования на развитие основных характеристик познавательной активности.
Ключевые слова
дополнительное образование; социальный проект; познавательная и социальная активность личности; additional education; social project; cognitive and social activity of a person
THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AS A SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITY OF THE PERSON IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
The system of additional education is a kind of moneybox of methods of socialization. The article is devoted to the development of cognitive activity as a socially significant quality of the person in the conditions of additional education. Cited references in this article reflect the modern views on the issues under research. According to the modern concept of the development of additional education, a person learns all his life, that is, he stores various competencies that can be applied in practice. The experience of socialization modern children, according to the author, obtain through the implementation of social projects in the conditions of additional education. Social projects provide opportunities for self-realization of pupils in various activities that acquire under skillful management effective pedagogical significance for the child, help solve the problem of the gap between awareness and the reality of everyday life. On the basis of the analysis of scientific literature and the experience of various studies on the problem of the development of cognitive activity in the conditions of additional education, the author developed a social project «Book community». It aims at popularizing books and reading among pupils. The article presents the experience of the implementation of the project, examples of specific pedagogical forms that are productive in process of the development of cognitive activity, which helps a person understand himself/herself, reveal the inherent opportunities and helps set him/her lifelong goals and strive to achieve them. The paper pays special attention to the impact of additional education on the development of the basic characteristics of cognitive activity.
Список литературы
-
http://asmolovpsy.ru/ru/publications/317
-
http://dopedu.ru/attachments/article/454/Proekt_Kontseptsii_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey.pdf
-
Егина, Е.Н. Социальное проектирование в условиях компетентностно - ориентированной среды колледжа [Текст] / Е.Н. Егина, И.П. Шайкина. - Волгоград, 2014. - С. 29.
-
Луков, В.A. Социальное проектирование [Текст]: учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.
-
Дубровина, И.В. Способности и характер. Темперамент [Текст]: учебное пособие. - М.: Владос, 2001. - 255 с.
-
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст]: книга для учителя / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979.