Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье анализируются проблемы экологического образования, экологической культуры. Рассматривается компетентностный подход в процессе подготовки будущих педагогов дошкольного образования, анализируются ценностные ориентиры, представлен эколого-краеведческий проект. Центр исследования - экоцентрическое мышление, направленное на преодоление технократического подхода в образовании, гармонизацию социально-гуманитарного знания и естественнонаучного компонента современной культуры. Приведен план проекта «Экология родного края» на материале изучения природы Воронежской области. Цель проекта заключена не только в повышении экологической грамотности, но и в развитии коммуникативных и организационных навыков, формировании этики отношения ко всем живым существам, уважения к окружающему миру людей и природы. В данном проекте будущие педагоги берут на себя роль исследователя. При выполнении конкретного проекта в образовательном процессе у будущих педагогов реализуется проявление личного интереса к реальной экологической проблеме локального уровня, которая решается в ходе исследовательской, творческой работы, может иметь практическое применение на местном уровне и требует интегрированных знаний в поиске путей ее решения. Проектные технологии эколого-краеведческого содержания являются отражением реальных региональных проблем, возникающих перед студентом в процессе освоения им основ экологической науки, имеющей отражение в конкретном учебном предмете. Составляя вариативную часть процесса обучения, проекты реализуют единство системы задач практического характера и готовность обучающихся применять экологические знания. Экспериментальная работа в данной области нацелена на поиск и разработку механизмов учета субъектности в процессе экологического образования, центральным ядром которого является формирование экоцентрического мышления личности. Экоцентрическое мышление - направленность на преодоление технократического подхода в образовании, гармонизацию социально-гуманитарного знания и естественно-научного компонента современной культуры.
Ключевые слова
экологическая культура; экологическая компетентность; профессиональная подготовка педагога; социокультурные ценности; компетентностный подход; экоцентрическое мышление; эколого-краеведческие технологии; ecological anthropology; ecological competence; teache
ECOLOGICAL EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN THE CONTEXT OF COMPETENCY APPROACH
This article analyses the problem of environmental education, environmental culture. It concerns competency building approach in the process of training future teachers of pre-school education, environmental education values, environmental-and-regional project. The center of research is ecocentric thinking aimed at overcoming the technocratic approach in education, the harmonization of socio-humanitarian knowledge and science component of modern culture. The plan of the project «Ecology of native region» based on the study of the nature of the Voronezh region is given. The goal of the project is not only to improve the environmental literacy, but to develop communicative and organizational skills, to form attitude ethics towards all living beings and nature. In this project, future teachers take up the role of the researcher. While carrying out a specific project in the educational process future teachers realized personal interest to a real environmental problem at the local level, which is solved in the course of research, creative work, can be of practical use at the local level and requires integrated knowledge to find ways to be solved. The design technologies of ecological and local history content are a reflection of real regional problems which students face while mastering the foundations of ecological science, which is reflected in a particular academic subject. Composing variable part of the learning process, projects implement the unity of the system of practical problems and the willingness of students to apply ecological knowledge. The experimental work in this area is focused on the search and development of recording mechanisms of subjectivity in the process of ecological education, the central core of which is the formation of ecocentric thinking person. Ecocentric thinking is the focus on overcoming the technocratic approach to education, the harmonization of social and humanitarian knowledge and science component of modern culture.
Список литературы
-
Гаврилюк, В.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Текст] / В. В. Гаврилюк, Г. Г. Сорокин // Образование и общество: науч., информ.-аналит. журн. - 2006. - № 3. - С. 46-52.
-
Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Ясвин, В. А. Дерябо. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
-
Жданова, С. А. Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Жданова. - Шуя, 2009. - 23 с.
-
Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. Журнал. - 2005. - № 11. - С. 10-20.
-
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - М.: Академия. - 2013. - 272 с.
-
Сластенин, В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога [Текст] / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука: науч.-метод. журн. - М., 2006. - № 4. - C. 3-8.
-
Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.