Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА КОНЦЕПЦИИРАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Проблема развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации практически не исследована. Ее актуализация обусловлена рядом причин, среди которых наиболее весомыми следует считать: поиск путей развития профессионально значимых ценностей педагогов в системе повышения квалификации, необходимость предусмотреть такую организацию образовательного процесса, при которой включенные в него структурные элементы определенным образом выявят ценностные предпочтения и профессиональные затруднения слушателей курсов, их рефлексию. В статье описывается проведенный мониторинг определения профессионально значимых ценностей педагогических работников. Рассматриваются результаты качественного метода исследования в форме интервью. Описывается последовательность по развитию профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации. Апробация концепции развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации осуществлялась по этапам. Уровень сформированности профессионально значимых ценностей у учителей проявлялся по-разному, значит, и пути, и средства их развития будут разными. Выбор ценностей определялся ценностными, смысложизненными и личностными ориентациями педагогов. Большинство из них во всех возрастных группах отметили такие ценности, как ребенок, человек, жизнь, здоровье, любовь, мир на Земле, дети, семья, добро, справедливость, уважение. Итак, выявленные стратегии развития системы повышения квалификации способствуют созданию образа новой системы повышения квалификации. По итогам проведенного исследования формулируются выводы, касающиеся развития профессионально значимых ценностей педагога.
Ключевые слова
ценностно-смысловое повышение квалификации; индивидуальная траектория повышения квалификации; профессионализм; педагогическая компетентность; развитие профессионально значимых ценностей; value-meaningful training; individual trajectory of professional de
TEST PROOF OF THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES OF THE TEACHER IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING
The problem of the development of professionally significant values of the teacher in the system of advanced training is almost unstudied. Its urgency is due to several reasons, among which the most significant should be considered the following: the search of ways of the development of professionally significant values of teachers in the system of advanced training, the necessity to foresee such organization of the educational process, in which incorporated structural elements in a certain way reveal value preferences and professional difficulties of students of courses, their reflection. The article describes the monitoring of defining professionally significant values of teachers. The results of a qualitative research method in the form of an interview are discussed. The sequence of the development of professionally significant values of the teacher in the system of advanced training is considered. The approbation of the concept of development of professionally significant values of the teacher in the system of advanced training was carried out in stages. The level of formation of professionally significant values of teachers showed up in different ways, and, it means the ways and means of their development will be different. The choice of values was determined by value, life and personal orientations of the teachers. The majority of teachers in all age groups noted such values as a child, a person, life, health, love, peace on Earth, children, a family, good, justice, respect. As a result, defined strategies of the development of the system of advanced training promote the development of the image of the new system of advanced training. Сonclusions onе the development of professionally significant values of the teacher are drawn according to the results of the conducted study.
Список литературы
-
Анохина, Г.М. Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы [Текст]: метод. пособ./ Г.М. Анохина, Т.В. Дубовицкая, Е.А. Лукина, Ю.А. Савинков. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013. - 313 с.
-
Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
-
Мозгарев, Л.В. Система повышения квалификации работников образования - вчера, сегодня, завтра. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Воронежской области [Текст] /Л.В. Мозгарев, О.Н. Мосолов, Ю.А. Савинков. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. - 220 с.
-
Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.