Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТИЛЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Статья посвящена изучению стилей общения педагога с детьми как определяющего фактора воспитания у дошкольников общительности. Авторами определено понятие «стиль общения педагога» как сложное психолого-педагогическое образование, характеризующееся строгой структурой, раскрывающей внутреннюю организацию и способы взаимодействия участников. В работе подтверждена правомерность положения о том, что реализация педагогом разнообразных стилей общения способствует максимальному раскрытию потенциальных возможностей ребенка. В ходе опытно-экспериментальной деятельности обнаружено, что для большинства респондентов характерен демократический стиль общения, либеральный обнаружен у значительно меньшего числа опрошенных и наименьший процент выявлен у педагогов, проявляющих в работе авторитарный стиль. С помощью комплекса взаимосвязанных методов и методик были определены 4 категории социальных статусных групп детей в системе межличностных отношений («лидеры» («звезды»), «принимаемые», «игнорируемые», «изолированные») и 4 варианта их общительности со сверстниками и взрослыми: коммуникативный (27,8 %), позитивный (48,2 %), нейтральный (15,6 %) и безразличный (8,4 %). В зависимости от стиля управления педагогом деятельностью дошкольников выявлены высокий, средний и низкий уровни общительности детей. Осуществленный анализ вскрыл следующую зависимость: с детьми высокого уровня общительности работают педагоги с элементами авторитарного и либерального стилей (ситуативно, эпизодически), но при доминировании демократического; с детьми среднего уровня общительности работают педагоги с элементами демократического стиля, но при доминировании авторитарного; с детьми с низким уровнем общительности взаимодействуют педагоги, использующие демократический стиль общения, но доминирует либеральный. Таким образом, проведенное исследование доказало правомерность выдвинутой идеи об обусловленности общительности детей стилем взаимодействия педагога с ними. Результатом согласованности действий педагога и воспитанников выступает сформированность у последних потребности в правильности выбора поведения в зависимости от ситуации.
Ключевые слова
общительность; дошкольник; стиль общения; диалогический характер; бесконфликтное взаимодействие; самооценка; активность и инициативность; гуманистическая направленность; авторитарный стиль; демократический стиль; либеральный стиль; коммуникабельная личность; р
CONDITIONALITY OF SOCIABILITY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY EDUCATOR’S STYLES OF ACTION
The article is devoted to the study of styles of communication of the teacher with children as a determining factor in teaching sociability to children. The authors defined the concept of «teacher’s communication style» as a complex psycho-pedagogical formation, characterized by rigorous structure, revealing the internal organization and ways of interaction of participants. The work confirmed the validity of the concept that the implementation by the teacher a variety of communication styles helps to maximize the disclosure of potential abilities of the child. During the experimental activities it was found that for most respondents the democratic style of communication is characteristic, liberal one is found in a significant smaller number of respondents and the lowest percentage is found in teachers who show authoritarian style in their work. With the help of a set of interrelated methods and techniques 4 categories of the social status of groups of children in the system of interpersonal relations were identified: «the leaders» («stars»), «accepting», «ignoring», «isolating» and 4 options of their communication with peers and adults were identified: communicative (27,8 %), positive (48,2 %), neutral (15,6 %) and indifferent (8,4 %). Depending on the teacher’s management style of the activity of preschool children there were identified high, medium and low levels of sociability of children. The analysis revealed the following dependence: children with a high level of sociability are taught by teachers with elements of authoritarian and liberal styles (situationally, occasionally), but with the dominance of the democratic one; children with average level of sociability are taught by teachers with elements of the democratic style, but with the dominance of authoritarian one; children with a low level of sociability interact with teachers who use the democratic style of communication, but liberal one dominates. Thus, the study proved the validity of the ideas put forward about conditionality of sociability of children by the style of interaction of the teacher with them. The result of consistency of acts of the teacher and pupils is the formation of need of right choice of behavior depending on the situation.
Список литературы
-
Адлер, А. Наука познания [Текст] / А. Адлер. - М.: Логос, 2004. - 129 с.
-
Библер, B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) [Текст] / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 34-40.
-
Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2009. - 321 с.
-
Каган, М.С. Общение как ценность и как творчество [Текст] / М.С. Каган // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 25-33.
-
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А. Рузской. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997.
-
Мудрик, А.В. Воспитание в контексте социализации [Текст] / А.В. Мудрик // Классный руководитель. - 2009. - № 5. - С. 24-43.
-
Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] /Е.О. Смирнова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 132 с.