Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №36 (4) (2016)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена разработанная диагностическая модель профессиональной готовности студентов к реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом процессе организаций дошкольного образования. Структура модели включает в себя взаимодополняющие компоненты: личностный, когнитивный и практический (операционально-деятельностный) при главенствующей роли личностного компонента - и опирается на систему методологических подходов: личностно-ориентированный, компетентностный, культурологический, аксиологический, системный, деятельностный, интегрированный. Разработка диагностической модели основывалась также на идеях отечественных исследователей в области подготовки педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности. В структуру диагностической модели профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС ДО в педагогическом процессе ОДО входят три взаимосвязанных компонента: личностный, когнитивный и практический (операционально-деятельностный). Ведущую роль играет личностный (психологический) компонент, так как именно он (профессиональная направленность, мотивационно-ценностная, эмоциональная сферы личности) устанавливает формирование иных компонентов, обусловливает улучшение мастерства педагога. Каждый компонент профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО в педагогическом процессе ОДО диагностируется по ряду обобщенных критериев: личностный - по критерию «сформированность потребностей и мотивов реализации ФГОС ДО в педагогический процесс ОДО»; когнитивный - по критерию «информированность»; операционально-деятельностный - по критерию «технологичность». На основе категорий ценностного отношения студентов к реализации ФГОС ДО в педагогическом процессе ОДО выделены пять уровней сформированности личностного компонента профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО: резко отрицательное, негативное, индифферентное, положительное, заинтересованное, увлеченное.
Ключевые слова
диагностическая модель; педагогический процесс; профессиональная готовность; компоненты структуры готовности; личностный компонент профессиональной готовности; критерии профессиональной готовности; уровни профессиональной готовности; diagnostic model; the
DIAGNOSTIC MODEL OF STUDENTS’ PROFESSIONAL READINESS TO THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRE-SCHOOL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF ORGANIZATIONS OF PRESCHOOL EDUCATION
The article presents a developed diagnostic model of students’ professional readiness to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education in the pedagogical process of organizations of preschool education. The model structure includes interrelated components: personality, cognitive and practical (operational and active) under the leadership of the personal component. The personality component determines the development of other components, causes the improvement of pedagogical skills. Each component of students’ professional readiness to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education in the pedagogical process of organizations of preschool education is diagnosed by a series of generalized criteria. The article identifies five levels of personal professional readiness on the basis of the categories of the valuable relation of students to the implementation of the Federal State Educational Standard of pre-school education in the pedagogical process of organizations of preschool education. The authors call these levels: sharply negative, negative, indifferent, positive, deep interested. The study is based on a set of methodological approaches: personally and competence oriented, cultural, axiological, systematic, active, integrated approaches to professional education. The development of diagnostic models is also based on the ideas of Russian researchers in the field of training preschool education teachers to innovation.
Список литературы
-
Ибрагимов, Г.И., Ибрагимова, Е.М. Дидактическая подготовка преподавателя высшей школы: проектно-технологический подход [Текст] / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова // Вестник Казанского технологического университета. - 2013, т.16, в.16. - С.138-141.
-
Морева, Н.А. Профессиональная готовность современного педагога к реализации ФГОС ДО [Текст] / Н.А. Морева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 42-46.
-
Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (уровень бакалавриата) от 4 декабря 2015 г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2016 г., регистрационный № 40536) - Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_44.03.01.pdf