Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Будякова Т.П., Батуркина Г.В.. ОБУЧЕНИЕ НАЧИНАЮЩИХ ТЕННИСИСТОВ НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ТРЕНИНГА

В статье анализируются проблемы обучения начинающих российских теннисистов. В настоящее время на международных теннисных турнирах традиционно побеждают китайские спортсмены. Это доказательство значительного преимущества национальной китайской технологии обучения настольному теннису. В статье анализируется традиционная отечественная система обучения настольному теннису, в которой преобладают имитационные упражнения. Соревновательному методу на тренировках теннисистов уделяется недостаточно времени. Кроме того, потенциал соревновательного метода используется не в полной мере. Анализируется неудачная попытка сочетания в российской тренерской практике отечественной системы обучения настольному теннису и китайской. Делается вывод, что обе системы построены на принципиально различных основаниях, поэтому простое сочетание технических приемов обучения из разных систем не дает нужного эффекта. Это обусловлено тем, что «китайская техника» иногда разрушает навыки, сформированные по российской технологии, и наоборот. Делается акцент на ту часть китайской системы обучения, которая предполагает формирование личности спортсмена. Эта часть технологии основана на внедрении в тренировки элементов социально-ролевого подхода. Эти элементы в более широком варианте можно вкрапливать в российскую систему обучения. Авторы предлагают совершенствовать российскую методику обучения настольному теннису, более развернуто применяя на тренировках социально-ролевой подход. В эмпирической части статьи описывается эксперимент по внедрению в процесс тренировок социально-ролевого подхода. Результаты эксперимента показали более высокую эффективность обучения технике настольного тенниса у начинающих спортсменов. Изменения были зафиксированы и в личностных установках. В частности, начинающие спортсмены стали менее фиксироваться на непродуктивных факторах, например, таких как проигрыши более сильному спортсмену. Личностные акценты стали делаться на профессиональный рост, независимо от исхода конкретной игровой партии.
The article studies the problems of training beginner Russian tennis players. At present, Chinese sportsmen traditionally win at international tennis tournaments. This is a proof of the significant advantage of China’s national table tennis training technology. The article analyzes the traditional domestic system of teaching table tennis, which is dominated by imitating exercises. Not enough time is devoted to the competitive method of training tennis players. In addition, the potential of the competitive method is not fully utilized. An unsuccessful attempt to combine the domestic system of teaching table tennis and the Chinese one in the Russian coaching practice is stressed. It is concluded that both systems are built on fundamentally different grounds, so a simple combination of teaching techniques from different systems does not give the desired effect. This is due to the fact that “Chinese technology” can sometimes destroy the skills which are developed by the Russian technology, and vice versa. The emphasis is placed on that part of the Chinese training system, which involves the formation of the sportsman’s personality. This part of the technology is based on the introduction of elements of a social role approach into training. These elements in a broader version can be interspersed into the Russian system of education. The authors propose to improve the Russian method of teaching table tennis, more extensively applying the social role approach to training. The empirical part of the article describes an experiment to introduce a social role-based approach into the training process. The results of the experiment showed a higher efficiency of teaching the technique of table tennis for beginner sportsmen. Changes were recorded in personal attitude. In particular, beginner sportsmen became less fixed on unproductive factors, for example, such as losing to a stronger opponent. Personal emphasis began to be made on professional growth, regardless of the outcome of a particular game.

Верещагина А.А.. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ПОНИМАНИЯ

В статье анализируются современные модели понимания с точки зрения структуры, прагматики, знаний о мире, референтных ситуаций, индивидуальных и личностных особенностей реципиентов, специфики текстов. Понимание рассматривается в связи с процессом когнитивного контроля. Отличительной чертой современных моделей является то, что анализу подвергается глубокое понимание, которое состоит из нескольких относительно различных компонентов: паттернов диалога, продуцирования гипотез, основанных на базе знаний и формулирования вопросов. В таких моделях учитывается, что в процессах понимания повествовательных текстов имеет место создание большого количества гипотез на основе различных знаний. Гипотезы конструируются, когда в долговременной памяти происходит активизация структуры знаний и переход в репрезентацию значения текста, состоящую из базы текста и референтной ситуативной модели. Референтная ситуативная модель похожа на ментальную репрезентацию событий, упомянутых явно либо выводимых из текста. Центральным компонентом глубокого понимания является формулирование вопросов, которые являются индикатором обнаружения человеком пропусков, противоречий, несовпадений или неопределенности в своих знаниях. Глубина современных модельных представлений о природе процесса понимания выгодно отличает их как от ранее созданных моделей поверхностного понимания, так и от ряда других теоретических представлений, в которых целый ряд указанных компонентов лишь намечен. В целом, различные модели глубокого понимания основаны на достаточно дифференцированной системе представлений о диалоговой природе этого процесса, о формулировании вопросов и гипотез, о влиянии контекста на понимание и даже о представлениях личности относительно возможной негативной оценки со стороны среды.
The article studies modern models of understanding in terms of structure, pragmatics, reference situations, individuality and personality, distinctive features of the recipients, characteristics of the text. Understanding is considered in connection with the process of cognitive control. A distinctive feature of modern models is that deep understanding is analyzed, which consists of several relatively different components: dialogue patterns, the production of hypotheses based on knowledge and the formulation of questions. Hypotheses are designed when the activation of knowledge structure and the conversion to the text meaning representation happens in a long-term memory. This representation consists of a text base and reference situation model. The reference situation model is similar to mental representation of events which are clearly mentioned or concluded from the text. The formulation of questions which are the indicators of omissions, contradictions, mismatches or ambiguity in knowledge detected by people is the central component of better understanding. The depth of modern model ideas about the nature of the process of understanding favorably distinguishes them both from the previously created models of surface understanding, and from a number of other theoretical concepts in which a number of these components are only outlined. In general, various models of deep understanding are based on a rather differentiated system of ideas about the dialogue nature of this process, about the formulation of questions and hypotheses, about the influence of context on understanding and even about the ideas of a person regarding a possible negative assessment from the environment.

Грекова Е.Н., Николаева Е.И.. ОСОБЕННОСТЬ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ, С НЕВРОТИЧЕСКИМИ И СОМАТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМИ

Особенности климата Крайнего Севера весьма негативно сказываются на здоровье детей и подростков, что засвидетельствовано в существенно худших показателях здоровья у детей и подростков на Севере по сравнению с таковыми в более благоприятных условиях. В работе делается попытка описать распределение болеющих подростков Мурманска по параметру «рукость» с целью оценки его прогностической значимости. В исследовании приняли участие 154 школьника младшего подросткового возраста, из них 78 девочек и 76 мальчиков, проживающих в г. Мурманске. Первую группу составил 51 подросток (23 мальчика и 28 девочек), средний возраст составлял 12,2 ± 0,52 лет. Вторую группу «нарушения и заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)» составили 53 подростка (27 мальчиков и 26 девочек), средний возраст составлял 11,94 ± 0,77 лет. Третью группу «расстройства адаптации со смешанными нарушениями эмоций и поведения» составили 50 подростков (26 мальчиков и 24 девочки), средний возраст составлял 11,98 ± 0,77 лет. Для описания рукости была использована батарея наиболее распространенных в литературе проб, которые были распределены на две группы: пробы, оценивающие преимущественно генетический компонент рукости, и пробы, описывающие влияние социального давления (то есть переучивание). Показано, что такое деление проб ведет к получению принципиально разных результатов. Было показано, что с помощью проб, направленных на оценку генетической составляющей рукости, можно выявить повышенную вероятность проявления заболеваний ЖКТ и болезней адаптации у подростков в условиях Крайнего Севера.
The climate of the Far North has a very negative impact on the health of children and adolescents, as evidenced by the significantly worse health indicators of children and adolescents in the North compared to those in more favorable conditions. The work attempts to describe the distribution of ill teenagers of Murmansk by the parameter “handedness” to assess its prognostic significance. The study involved 154 teenagers in their early teenage years, including 78 girls and 76 boys living in Murmansk. The first group consisted of 51 adolescents (23 boys and 28 girls), the mean age 12.2 ± 0.52 years. The second group “disorders and diseases of the gastrointestinal tract (GIT)” consisted of 53 adolescents (27 boys and 26 girls), the mean age 11.94 ± 0.77 years. The third group of “adaptation disorders with mixed emotional and behavioral disorders” consisted of 50 adolescents (26 boys and 24 girls), the mean age 11.98 ± 0.77 years. To describe handedness the most common tests in literature were used. They were divided into two groups: those that assess mainly the genetic component of handedness, and tests, describing the influence of social pressure (i.e. retraining). It is shown that this division of tests leads to significantly different results. It was shown that with the help of tests aimed at assessing the genetic component of handedness, it is possible to identify an increased likelihood of gastrointestinal diseases and adaptation diseases in adolescents in the Far North.

Кривоногова К.Д., Разумникова О.М.. CАМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению особенностей самооценки компонентов эмоционального интеллекта и состояния здоровья у студентов с нарушением слуха (преимущественно вследствие сенсоневральной тугоухости III-IV степени) по сравнению с группой нормально слышащих. Группа с нарушением слуха включала 26 студентов (ГрНС), контрольная - 28 (ГрК). Для определения эмоционального интеллекта как личностной черты использовали опросник К. Барчард, для самооценки здоровья - опросник SF-36. Обнаружено, что ГрНС не отличалась от ГрК по суммарному показателю эмоционального интеллекта, но характеризовалась достоверно более высоким значением компонента «отзывчивость на радость» при тенденции к более низким значениям по шкалам «внимание к эмоциям» и «отзывчивость к несчастьям». Самооценка состояния здоровья в ГрНС была ниже, чем в ГрК по показателям «физическое и социальное функционирование и боль». Лучшему интегральному показателю физического здоровья в ГрК соответствовали меньшие значения выражения отрицательных эмоций и отзывчивости к несчастьям, а в ГрНC - отзывчивости на радость и внимания к эмоциям. Только в ГрНC интегральный показатель психического здоровья негативно связан с показателем «эмоциональное участие», а психическое здоровье как отдельный компонент качества жизни имеет негативные связи с интегральным показателем эмоционального интеллекта и его компонентами: «выражение положительных эмоций» и «отзывчивость на радость», тогда как в ГрК связь с компонентом «эмоциональное участие» положительна. Обнаруженные особенности компонентов эмоционального интеллекта и их взаимосвязей с самооценкой состояния здоровья при нарушении слуха указывают на изменения в эмоциональной регуляции поведения с приданием большей значимости положительным эмоциям, переживание которых, однако, не улучшает самооценку состояния здоровья. Полученные эффекты следует учитывать при разработке программ повышения эффективности инклюзивного образования и социальной адаптации лиц с нарушением слуха.
The article is devoted to the study of characteristics of the self-assessment of emotional intelligence components and the state of health of students with hearing loss (mainly due to sensorineural hearing loss, grade III-IV) compared with the group of those who can hear well. The group with hearing loss included 26 students (GrHL), control one - 28 (GrC). To determine emotional intelligence as a personality trait, the K. Barchard questionnaire was used, and the SF-36 questionnaire was used to measure for self-assessment of health. It was found that the GrHL did not differ from GrC by the total indicator of emotional intelligence, but was characterized by significantly higher component responsiveness to joy with a tendency to lower values according to attention to emotions and responsiveness to unhappiness scale. Self-assessment of the health status in the GrHL was lower than in the GrC according to physical and social functioning and pain scale. Smaller indices of the expression of negative emotions and responsiveness to unhappiness corresponded to a better integral indicator of physical health in the GrHL, and responsiveness to joy and attention to emotions corresponded to the GrC. Only in the GrHL, the integral indicator of mental health is negatively related to the indicator of emotional participation, and mental health as a separate component of the quality of life has negative interconnections with the integral indicator of emotional intelligence and its components: the expression of positive emotions and responsiveness to joy, while in GrC the relationship with emotional component participation is positive. The revealed characteristics of the components of emotional intelligence and their interrelations with self-assessment of health status in case of hearing loss indicate changes in the emotional regulation of behavior with giving greater significance to positive emotions, the experience of which, however, does not improve the self-assessment of the health state. These effects should be taken into account when developing programs to improve the effectiveness of inclusive education and social adaptation of people with hearing loss.

Ложечкина А.Д., Макадей Л.И., Изиева А.Н.. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СОТРУДНИКОВ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности. Целью исследования являлось определение влияния показателей параметров эмоционального интеллекта сотрудников на социально-психологический климат в коллективе. В ходе анализа результатов экспериментального исследования использовались как первичные методы обработки данных (частотный анализ), так и вторичные. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением корреляционного анализа (r-критерий Пирсона) и сравнительного анализа (H-критерий Крускела - Уоллеса). Анализ результатов исследования показал, что в выборочной совокупности преобладают респонденты с высоким показателем общего эмоционального интеллекта, что свидетельствует о наличии у них высокой способности к установлению факта эмоционального переживания у себя и у других людей, определению природы эмоции, вызвавших ее причин и следствий. У них отмечается высокий контроль внешнего выражения собственных эмоциональных переживаний, возможность к произвольному проявлению эмоций, необходимых в конкретной ситуации. Средний показатель эмоционального интеллекта указывает на наличие у сотрудников способности к пониманию и управлению эмоциями. Для них характерны способности к распознаванию эмоций, их идентификации, пониманию причин возникновения и контролю над ними. Низкий показатель общего эмоционального интеллекта свидетельствует о наличии у них сложностей в понимании своих эмоций и эмоций других людей, а также в управлении собственными эмоциональными переживаниями и чужими. По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод о наличии влияния показателей параметров эмоционального интеллекта сотрудников на социально-психологический климат в коллективе на достоверном уровне значимости. Статистически подтвержденная гипотеза выявила, что показатели параметров эмоционального интеллекта сотрудников тем выше, чем благоприятнее социально-психологический климат в коллективе. Полученные в ходе исследования результаты указывают на благоприятное применение практических (тренинговых) мероприятий, направленных на улучшение показателей социально-психологического климата в коллективе посредством развития эмоциональных способностей сотрудников.
This article discusses theoretical aspects of studying emotional intelligence in professional activities. The aim of the study was to determine the influence of parameters of employees’ emotional intelligence on socio-psychological climate of staff. During the analysis of experimental study results, both primary data processing methods (frequency analysis) and secondary ones were used. Statistical data processing was carried out using the correlation analysis (Pearson R-test) and the comparative analysis (Kruskel-Wallace H-test). The analysis of the study results showed that the sample is dominated by respondents with a high rate of overall emotional intelligence. This indicates that they have a high ability to establish the fact of emotional experience in themselves and other people, to determine the nature of emotion, as well as its causes and consequences. They have a high level of control over the external expression of their own emotional experiences, the ability of unconditioned expression of emotions needed in a particular situation. Average emotional intelligence indicates employees’ ability to understand and manage emotions. They are characterized by the ability to recognize emotions, to identify them, to understand their causes and control them. The low index of general emotional intelligence indicates that employees have difficulties in understanding their emotions and emotions of other people, as well as in managing their own and other people's emotional experiences. According to the results of our study, we can conclude that parameters of employees’ emotional intelligence influence socio-psychological climate of staff at a reliable level of significance. Statistically confirmed hypothesis revealed that the more favorable socio-psychological climate, the higher the parameters of emotional intelligence of employees. The results obtained in the course of the study indicate a favorable application of practical (training) measures aimed at improving socio-psychological climate of staff through the development of emotional abilities of employees.

Наумова М.В., Айварова Н.Г., Миронов А.В.. Исследование особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера

Статья посвящена проблеме исследования особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера, актуальной в современных условиях интернационализации общего образования и динамично меняющегося мира, в котором происходит социализация подрастающего поколения. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что данная проблема мало изучена на теоретическом уровне, а сравнительные этнопсихологические исследования по данной тематике малочисленны. На первом этапе исследования был использован критерий хи-квадрат Пирсона, данный критерий позволили нам сопоставить значения каждого личностного фактора в двух выборках: коренные малочисленные народы Севера и русские в частности, оценить их частоты. Обнаружилось, что уровень статистической значимости по всей выборке колебался в диапазоне р от 0,088 до 0,963, что указывало на наличие различий по некоторым факторам. В результате сравнения выявилась статистическая значимость по следующим факторам: « эстетическое развитие» (р=0,008), «дипломатичность» (р=0,028), «конформизм» (р=0,024) и «психологическая энергия» (р=0,026). На втором этапе обработки данных применялся параметрический критерий сравнения для независимых выборок t-Стьюдента. При сравнении средних показателей факторов по личностному опроснику Кеттелла было выявлено различие на уровне статистической значимости по трем факторам: «потребность в общении», «коммуникативная активность» и «эстетическое развитие» и на уровне статистической тенденции по двум факторам: «дипломатичность» и «волевой самоконтроль». По другим факторам значимых различий не обнаружено. По результатам исследования даны рекомендации, которые можно учитывать для построения образовательного процесса с учетом особенностей развития подростков из числа коренных малочисленных народов Севера. Перспективным направлением дальнейшего исследования является изучение интеллектуальных способностей коренных малочисленных народов Севера и определение взаимосвязи между факторами интеллекта и показателями эмоционально-личностной сферы.
The paper is dedicated to the study of emotional and personal development features of teenagers of indigenous minorities of the North. This question is relevant in the modern context of general education internationalization and dynamically changing world where socialization of the younger generation takes place. The analysis of psychological and pedagogical works on the research problem has evidenced that the problem is poorly studied at the theoretical level, and comparative ethno-psychological research is scarce. At the first stage of the study, the Pearson's chi-squared test criterion was used, allowing us to compare the values of each personal factor in two samples: indigenous minorities of the North and Russians in particular, to assess their frequency. It was found that the level of statistical significance for the entire sample ranged from 0.088 to 0.963, indicating differences for some factors. The comparison revealed the statistical significance of the following factors: aesthetic development (p=0.008), tact (p=0.028), conformism (p=0.024) and psychological energy (p=0.026). At the second stage of data processing, the parametric comparison criterion was applied for independent Student's t-test samples. When comparing the factors average indicators according to Cattell's personality questionnaire, a difference at the level of statistical significance was revealed for three factors: communication need, communication activity and aesthetic development, and at level of statistical trends for two factors: tact and strong-willed self-control. No significant differences were found in other factors. According to the study results, some recommendations were given, which can be considered while designing the educational process, taking into account development features of teenagers of indigenous minorities of the North. A promising area for further research is studying intellectual abilities of indigenous minorities of the North, and defining the relationship between the intelligence factors and the emotional and personal domain indicators.

Япарова О.Г., Аболевич А.А.. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С УЧЕНИКАМИ

Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия педагогов с учениками и педагогической направленности в ситуации смены образовательных парадигм от безличностной к личностно-ориентированной, от адаптивной к развивающей, от когнитивной к ориентированной на практическую деятельность. Обозначается значимость педагогической направленности для эффективного взаимодействия педагогов с учениками в учебном процессе. Целью исследования было изучить и выявить взаимосвязь педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками. Было предположено, что существует взаимосвязь педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками, а именно: у педагогов с направленностью на преподаваемый предмет выражена учебно-дисциплинарная модель взаимодействия; у педагогов с коммуникативной направленностью выражена личностно-ориентированная модель взаимодействия. Основное содержание исследования посвящено анализу полученных результатов. Под направленностью понимается система эмоционально-ценностных отношений, задающей иерархическую структуру доминирующих мотивов педагога, побуждающих к ее утверждению в педагогической деятельности и общении. В исследовании использовались: методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя Ю.А. Корелякова; диагностика типа центрации педагога К.М. Левитана; методика «Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» по В.Г. Маралову; методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия Л.В. Байбородовой; метод математической обработки данных коэффициент корреляции r-Пирсона. Были выявлены типы педагогической направленности у учителей сельских школ : «предметник» - направленность на преподаваемый предмет, «коммуникатор» - направленность на общение, «организатор» - направленность на организационные моменты, «интеллигент» - направленность на просветительство и высокий интеллект. Проведен корреляционный анализ взаимосвязи педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками: у педагогов с направленностью на преподаваемый предмет выражена учебно-дисциплинарная модель взаимодействия; у педагогов с коммуникативной направленностью выражена личностно-ориентированная модель взаимодействия.
The article is devoted to pedagogical orientation and teachers’ interaction with pupils in a situation of changing educational paradigms from the impersonal to the personality-oriented, from adaptive to developmental, from cognitive to practical-oriented. It denotes the importance of pedagogical orientation for the effective interaction of teachers with pupils in the educational process. The purpose of the work was to study and identify the relationship of pedagogical orientation and teachers’ interaction with pupils. It was suggested that there was a relationship of pedagogical orientation and teachers’ interaction with students, namely: teachers with a focus on the taught subject showed teaching and disciplinary model of interaction; teachers with a communicative orientation showed personality-oriented model of interaction. The main content of the study is devoted to the analysis of the results. The orientation is a system of emotional-value relations, defining the hierarchical structure of the dominant teacher’s motives, encouraging its adoption in educational work and communication. The following methods were used in the study: Yu.A. Korelyakov’s methodology of express diagnosis of pedagogical orientation of a teacher; K.M. Levitan’s diagnosis of the type of teacher centration; the method “Diagnosis of teachers' orientation towards an educational, disciplinary or personal model of interaction with children” according to V.G. Maralov; L.V. Bayborodova’s methodology for studying the degree of development of main components of pedagogical interaction; the method of mathematical data processing; r-Pearson’s correlation coefficient. The types of pedagogical orientation in rural schoolchildren were identified: “Subject” -the focus on the subject taught, “Communicator” - the focus on communication, “Organizer” - the focus on organizational issues, “Intellectual” - the focus on enlightenment and high intelligence. A correlation analysis of the relationship of pedagogical orientation and teachers’ interaction with pupils was carried out: teachers with a focus on the subject taught show teaching and disciplinary interaction model; communicative oriented teachers showed a personality-oriented interaction model.

Добрина Е.А.. ЭСТЕТИКА ПЧЕЛИНЫХ «ТАНЦЕВ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ НА АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ВУЗОВ

Проблема формирования мотивации у студентов к изучению математических дисциплин в настоящее время является очень актуальной. Как известно, мотивация у студентов нематематических специальностей к изучению различных разделов высшей математики, в частности, аналитической геометрии, в последние годы заметно ослабла. И это, соответственно, приводит к снижению уровня математической подготовки студентов. Цель статьи - выявить и раскрыть возможности использования межпредметных связей аналитической геометрии и пчеловодства в образовательном процессе агропромышленных отделений вузов. В качестве основных методов рассматриваются: 1) реализация межпредметных связей; 2) математическое моделирование. Мы считаем, что эти методы будут способствовать развитию мотивации к изучению высшей математики у студентов. В статье показывается, что траектории пчелиных «танцев» связаны с кривыми аналитической геометрии. С одной стороны, из пчеловодства используются сведения о том, что в танцевальных движениях пчелы присутствуют ритм, определенные траектории кружения, четкие и математически точные повороты, которые подробно описывал Карл фон Фриш. Можно выделить следующие виды «танцев»: круговой, виляющий, восьмерочный и др. С другой стороны, траектории, описываемые пчелами в ходе таких «танцев», соответствуют кривым второго порядка: окружности, эллипсу, кардиоиде, лемнискате Бернулли. Отсюда в математических моделях пчелиных танцев из аналитической геометрии используются такие понятия, как декартова система координат, полярная система координат, виды кривых второго порядка, их аналитические выражения и графики. Опираясь на эти факты, изучение материала по аналитической геометрии можно осуществить в следующей последовательности. Сначала рассматривается специфика танца пчел, а потом изучается соответствующая кривая (ее аналитическое представление в декартовой и (или) полярной системе координат, строится ее график). К основным результатам работы относятся: 1) выявление межпредметных связей аналитической геометрии и пчеловодства; 2) разработка методики изучения понятий аналитической геометрии; 3) составление задач межпредметного характера. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении возможностей использования межпредметных связей аналитической геометрии и пчеловодства. Практическая значимость заключается в том, что предложенная методика изучения кривых второго порядка будет востребована в процессе реализации образовательных программ сельскохозяйственных профилей подготовки, будет способствовать формированию эстетических представлений и повышению уровня мотивации у студентов к изучению математики.
The problem of the formation of students' motivation to study mathematical disciplines is rather topical nowadays. It is known that students’ motivation of non-mathematical departments to study various sections of higher mathematics, in particular, analytic geometry, has noticeably weakened in recent years. And this, respectively, leads to a decrease in the level of mathematical training of students. The purpose of the article is to reveal the possibilities of using interdisciplinary connections of analytic geometry and beekeeping in the educational process at agroindustrial departments of universities. The main methods are: 1) the implementation of interdisciplinary connections; 2) mathematical modeling. We believe that these methods will contribute to the development of students' motivation to study higher mathematics. The article shows that the trajectories of bee “dances” are associated with curves of analytic geometry. On the one hand, from beekeeping we know that there is a rhythm in the dance movements of a bee, certain circulating paths, precise and mathematically exact turns, which Karl von Frisch described in detail. The following types of “dances” can be distinguished: circular, wagging, eight-dimensional, etc. On the other hand, the trajectories described by bees during such “dances” correspond to second-order curves: circumference, ellipse, cardioid, Bernoulli lemniscate. Hence, in mathematical models of bee dances from analytic geometry, such concepts are used as Cartesian coordinate system, polar coordinate system, types of second-order curves, their analytical expressions and graphs. Based on these facts, the study of the material on analytic geometry can be carried out in the following sequence. First, the specificity of bee dance is considered, and then the corresponding curve is studied (its analytical representation in Cartesian and (or) polar coordinate system, its graph is plotted). The main results of the work include: 1) the identification of interdisciplinary connections of analytic geometry and beekeeping; 2) the development of methods for studying concepts of analytic geometry; 3) the compilation of interdisciplinary tasks. The theoretical significance of the research is to identify possibilities of using interdisciplinary connections of analytic geometry and beekeeping. The practical significance is that the proposed methodology for studying second-order curves will be in demand while implementing educational programs for agricultural training directions, which will contribute to the formation of aesthetic ideas and increase the level of students’ motivation to study mathematics.

Ломакина С.А.. СЦЕНИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Статья посвящена приемам изучения драматических произведений на уроках литературы в средних и старших классах, определению их специфики и методики работы с ними. Трудности, связанные с восприятием драматического текста, приводят к использованию разнообразных видов комментария: литературоведческого, лексико-фразеологического, историко-бытового. В связи с тем, что драматическое произведение создается для постановки на сцене, значительная роль отводится еще одному комментарию - сценическому, который выполняет функцию ориентира на «видение» текста и стимулятора творческого мышления. Учитель, вовлекая школьников в разбор произведения, должен создать в их воображении конкретный спектакль, что помогает проникнуть в глубину художественного мира драматического текста. Комментарий как прием способствует тому, что драматический вымысел получает свою завершенную форму. В связи с этим возникает вопрос о рациональности использования данного приема, ответ на который позволяет автору статьи сделать некоторые выводы. Во-первых, сценический комментарий создает благоприятную атмосферу для того, чтобы учащиеся мысленно увидели обстановку, в которой живут герои, их самих. Во-вторых, школьники знакомятся со сценической историей произведения: создание и первая постановка, реакция современников на пьесу. Это способствует расширению их знаний и помогает составлять мнение об окружающем мире. В-третьих, комментарий заставляет обратить внимание на ремарки автора, на реплики героев, на их поведение и на отношение к другим. Использование разных видов комментария при анализе драматического произведения способствует развитию умения ориентироваться в источниках информации и распределять ее с целью более глубокого проникновения в текст. Школьники не только лучше понимают прочитанное, но и творчески подходят к восприятию конкретных образов, так как установка сценического комментария на «видение» учащихся - это одно из условий успешной работы по тексту, его глубокого восприятия.
The article is devoted to the methods of studying dramatic works at Literature lessons at secondary and high school, to the definition of their specificity and methods of work with them. Difficulties associated with the perception of the dramatic text lead to the use of various types of commentary: literary, lexical and phraseological, historical and everyday. Due to the fact that the dramatic work is created for stage production, a significant role is assigned to one more commentary - a stage one, which serves as a guide to the “vision” of the text and a stimulator for creative thinking. A teacher, involving the students in the analysis of the work, should create a specific performance in their imagination, which helps to penetrate into the depth of the artistic world of the dramatic text. Commentaries as a technique contribute to the dramatic fiction which gets its completed form. In this regard, the question arises about the rationality of the use of this technique, the answer to which allows the author to draw some conclusions. First, stage commentary forms a favorable atmosphere for students to mentally see the characters and the environment in which they live. Secondly, students get acquainted with stage history of the work itself: the creation and the first production, the reaction of contemporaries to the play. This contributes to the expansion of their knowledge and helps them to form an opinion about the world. Thirdly, the commentary draws attention to the remarks of the author, the cues of characters, their behavior and their attitude to others. The use of different types of commentary in the analysis of a dramatic work contributes to the development of the ability to orient oneself in the sources of information and distribute it with a view to deeper penetrate into the text. Students not only better understand what they read, but also creatively percept specific images, as setting of stage commentary on the “vision” of students is one of the conditions for successful work on the text and its deep perception.

Меркулов П.А., Кошелева А.О.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье раскрывается актуальность создания педагогических условий, обеспечивающих формирование у будущих военных специалистов организационно-управленческой компетентности. Обращается внимание на научные положения военной педагогики, исследования, посвященные вопросам подготовки военных специалистов в вузах, позволяющие выделить педагогические условия эффективного формирования организационно-управленческой компетентности у будущих военных специалистов. Раскрыто содержание комплекса педагогических условий, которые успешно могут быть реализованы в образовательной среде вуза. Приводится обоснование необходимости знания обучающимися в военном вузе сути организационно-управленческой компетентности. Описаны условия педагогического сотрудничества и педагогической коррекции. Уделено внимание организации и проведению деловых игр, обеспечивающих овладение обучающимися в военном вузе коммуникативными способностями, ролевым взаимодействием. Раскрыты дидактические принципы реализации деловой игры на практике, а также педагогические условия, позволяющие сформировать у будущих специалистов высокий уровень организационно-управленческой компетентности в процессе обучения. Отмечена роль преподавателя в организации и проведении воспитательной работы с обучающимися в целях формирования профессиональной мотивации. Отражены особенности проведения бесед, лекций, тренингов, расширяющих профессиональный кругозор у будущих военных специалистов и обеспечивающих им педагогическую поддержку в процессе обучения. В статье отражена необходимость методического обеспечения формирования у обучающихся организационно-управленческой компетентности. Указывается, что существующая между информационным обществом и кардинальными изменениями в высшем образовании причинно-следственная связь отражает основополагающие изменения в подготовке будущих военных специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, для которых овладение организационно-управленческой компетентностью становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности.
The article reveals the urgency of creating pedagogical conditions that ensure the formation of organizational and managerial competence among future military specialists. Attention is drawn to the theoretical basis, the analysis of psychological and pedagogical works, the scientific provisions of military pedagogy, studies devoted to the training of military specialists at higher educational institutions, which make it possible to single out pedagogical conditions for effective formation of organizational and managerial competence in future military specialists. The content of the complex of pedagogical conditions that can be successfully implemented in the educational environment of the University is disclosed. The rationale to know the essence of organizational and managerial competence by students of military higher educational institutions is given. The conditions of pedagogical cooperation and pedagogical correction are described. Attention is paid to the organization and conduct of business games, which ensure students’ mastering of communication skills, role-playing interaction at the military University. The article reveals didactic principles of business game implementation in practice, as well as pedagogical conditions that allow us to form a high level of organizational and managerial competence in the process of education of future specialists. Teacher’s role in the organization and conduct of educational work with students, with a view to the formation of professional motivation, was noted. The features of carrying out conversations, lectures, and trainings which expend professional horizons of future military specialists and provide them with pedagogical support in the process of training are reflected. The article reflects the need for methodological support for the formation of organizational and managerial competence among students. It is stated that causal relationship existing between the information society and cardinal changes in higher education reflects fundamental changes in the training of future military specialists in the field of information and communication technologies, for whom mastering organizational and managerial competence becomes a prerequisite for successful professional activity.

Орлова Е.Л., Карамыхова О.В.. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ реализации индивидуально- дифференцированного подхода в ОБУЧЕНИИ

В статье раскрывается сущность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении будущих военных специалистов в современном вузе. Раскрыты принципы реализации индивидуально-дифференцированного подхода в инновационных условиях высшего образования. Обращено внимание на теоретическую основу применения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении будущих военных специалистов в соответствии с ФГОС ВО (3+), научные положения военной педагогики о развитии личности в условиях образования. Приводится обоснование необходимости формирования гендерной компетентности у курсантов. Раскрыто содержание формирования гендерной компетентности у курсантов женского пола в образовательной среде вуза. Описаны педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, оказывающие положительное влияние на сформированность гендерной компетентности у обучающихся в военном вузе. Уделено внимание необходимости организации целенаправленной, системной поддержки самоактуализирующейся в военной профессии женщине. Научно обосновано проведение с курсантами женского пола семинаров и тренингов по осознанию и проектированию целей профессионального развития личности, индивидуального консультирования по вопросам учебы, службы, бытовой деятельности. Отмечена роль преподавателя вуза в расширении кругозора обучающихся по учету в деятельности военных руководителей гендерных особенностей подчиненных. Отражены особенности проведения воспитательной работы с курсантами женского пола, обучающимися в вузе. Раскрыты некоторые аспекты педагогической поддержки личности при проявлении ею несамостоятельности в принятии решений, излишней ориентации на внешнюю позитивную оценку. Показано, что успешное развитие ценностной системы личности выступает необходимым и обязательным комплексом в системе подготовки будущего военного специалиста-профессионала.
The article reveals the essence of the individual-differentiated approach in the training of future military specialists at a modern university. The principles of the implementation of the individual-differentiated approach under innovative conditions of higher education are revealed. Attention is drawn to the theoretical basis for the application of the individual- differentiated approach to the training of future military specialists in accordance with the Federal State Educational Standards of Higher Education (3+), the scientific principles of personal development in military pedagogy. The rationale for the formation of gender competence among students is given. The foundation of gender competence among female cadets in the educational environment of military education is marked. Pedagogical conditions for the implementation of the individual- differentiated approach are described, which have a positive effect on the formation of gender competence of female cadets in a military academy. Attention is paid to the need for organizing focused, systematic support for a woman who is self-actualizing in the military profession. The conduct of seminars and trainings with female cadets on the awareness and design of goals of their future professional development, individual counseling in matters of study, service, life activities are scientifically substantiated. The role of the university teacher in expanding students’ horizons on accounting for the gender characteristics of subordinates in the activities of female cadets is noted. Features of the educational work with female cadets enrolled in high school are pointed out. Some aspects of pedagogical support of the person are revealed when it manifests a lack of independence in decision-making, an excessive orientation towards an external positive assessment. It is shown that the successful development of the value system of an individual is a necessary and indispensable complex in the training system of the future military specialist professional.

Саркисова А.Ю.. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ В АСПЕКТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ-ФИЛОЛОГОВ

Статья посвящена раскрытию лингвометодического потенциала аутентичных художественных текстов при обучении русской фразеологии иностранных студентов профильных направлений (русская филология, русский язык как иностранный). При этом актуализируются дискурсивные характеристики текстов, в частности такие, как коммуникативная ориентация на адресата, коммуникативное намерение и прагматическая цель автора, вписанность в социокультурный контекст, значимость интерпретационной деятельности читателя. Актуальность темы обуславливается необходимостью недопущения отрыва научных результатов в ведущих лингвистических направлениях от реальной педагогической практики в области иностранных языков. Показано, что изучение фразеологии с привлечением аутентичного художественного дискурса позволяет эффективно осуществлять семантический, лингвокультурологический, функционально-стилистический и лингвопрагматический анализ фразеологических единиц на занятиях по русскому языку как иностранному. Художественный контекст ярко высвечивает основные признаки фразеологизма как языковой единицы, каждый из которых обуславливает дидактическое удобство использования фразеологического материала для изучения иностранного языка и культуры: краткость формы при высокой смысловой емкости, речевая устойчивость, отражение национальных ценностей и традиций, народного мировоззрения в целом, образность и эмоционально-экспрессивная природа, высокая ассоциативная нагрузка символической лексики в составе фразеологизма, необходимость системы фоновых знаний для адекватной интерпретации значения, а также навыков языковой догадки, вероятностного прогнозирования у реципиента. Предлагаются примеры учебных заданий, реализующих каждый вид анализа. Задания сопровождаются методическим комментарием с обоснованием целей и ожидаемых результатов их выполнения. Прикладное значение для преподавателей русского языка как иностранного также может иметь предлагаемая подборка конкретных художественных текстов и текстовых фрагментов, репрезентативных для осуществления искомой учебной работы.
The article reveals the linguistic methodological potential of authentic literary texts in teaching Russian phraseology to foreign students of specialized fields (Russian Philology, Russian as a Foreign Language). At the same time, discursive characteristics of texts are accented, in particular such as communicative orientation towards the addressee, the communicative intent and pragmatic purpose of the author, inclusion within a social cultural context, and the significance of the interpretative activity of the reader. The relevance of the theme is determined by the need to prevent the separation of scientific results in the leading linguistic areas from real pedagogical practice in the field of foreign languages. It is shown that phraseology studies with the involvement of authentic fictional discourse makes it possible to conduct an effective semantic, linguoculturological, functional stylistic and linguopragmatic analysis of phraseological units at the lessons of Russian as a Foreign Language. The context of fiction clearly highlights main features of phraseology as a linguistic unit, each of which determines the didactic convenience of using phraseological material for studying a foreign language and culture: such as brevity of form with high semantic capacity, stability in the speech, capacity to reflect national values and traditions, national worldview in general, imagery and emotionally expressive nature, high associative load of symbolic words as components of the phraseological unit, the need of a system of background knowledge for a correct interpretation of the meaning, as well as the skills of language guess, probabilistic forecasting of the recipient. Examples of training exercises implementing each type of analysis are offered. The exercises are accompanied by a methodological comment with the explanation of purposes and expected results of their performance. The proposed selection of literary texts and text fragments representative for the implementation of the required training work might have applied value for teachers of Russian as a Foreign Language may also have

Соболева О.О.. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ (20-30-Е ГОДЫ ХХ В.)

Статья посвящена анализу деятельности советских школ, осуществлявших поиск новых подходов, методов и форм обучения. Школьная система России в 20-30-х годах XX в. была тесно взаимосвязана с политикой. Наука и образование были адаптированы к партийно-государственным установкам. Целенаправленные усилия партийно-государственной системы сформировали в научно-педагогическом сообществе особый стиль мышления. Реализация цели всестороннего развития школьников с начала установления советской школы потребовала коренного пересмотра подходов к содержанию, методам образования и формам его организации. В качестве одного из средств был назван исследовательский метод и его разновидности: активно-трудовой, лабораторный, эвристический, экскурсионный. Применение новых методов и форм организации обучения вызывало интерес у учеников к приобретению знаний, а педагоги пытались адаптировать учебный материал к жизненным ситуациям учеников. В итоге осуществлялось целостное развитие обучаемых. Они выполняли большое количество практических заданий, требующих владения определенными знаниями; выполняли задания, интересные по конструкции и увлекательные для учеников, что способствовало развитию у них эмоциональной, познавательной сферы, положительных мотивов выполнения работы. А это воспитывало в учениках упорство, стремление прилагать силу воли для достижения целей обучения. Таким образом, провозглашенные советской педагогикой цели и принципы по-строения учебно-воспитательного процесса определили формы и методы его организа-ции. Разрабатывая новые методы обучения, педагоги 20-х годов руководствовались принципами, вытекавшими из сущности советской школы как школы трудовой, школы жизни.
The article is devoted to the analysis of the activities of Soviet schools, which searched for new approaches, methods and forms of education. The school system of Russia in the 20s-30s of XX century was closely linked with politics. Science and education were adapted to the party-state institutions. Concerted efforts of the party-state system formed in the scientific and pedagogical community a special way of thinking. The implementation of comprehensive development of schoolchildren since the beginning of the Soviet school required a radical revision of approaches to the content, methods of education and forms of its organization. One of the tools was the research method and its variants: active-labor, laboratory, heuristic, tour methods. The use of new methods and forms of the organization of training aroused interest among pupils to acquire knowledge, and even more, so teachers tried to adapt the training material to life situations of pupils. As a result, the integral development of pupils was carried out. They performed a lot of practical tasks that required certain knowledge, performed tasks interesting in design and exciting for pupils, what contributed to the development of their emotional, cognitive sphere, positive motives for doing the work. And it taught students perseverance, the desire to exert willpower in carrying out the work. Thus, the goals and principles of the educational process proclaimed by Soviet pedagogy defined the forms and methods of its organization. Developing new teaching methods, teachers of 20s were guided by principles that followed from the essence of the Soviet school as a school of labor, a school of life.