Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
УДК 159.9.07
ОБУЧЕНИЕ НАЧИНАЮЩИХ ТЕННИСИСТОВ НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ МЕТОДОМ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ТРЕНИНГА
В статье анализируются проблемы обучения начинающих российских теннисистов. В настоящее время на международных теннисных турнирах традиционно побеждают китайские спортсмены. Это доказательство значительного преимущества национальной китайской технологии обучения настольному теннису. В статье анализируется традиционная отечественная система обучения настольному теннису, в которой преобладают имитационные упражнения. Соревновательному методу на тренировках теннисистов уделяется недостаточно времени. Кроме того, потенциал соревновательного метода используется не в полной мере. Анализируется неудачная попытка сочетания в российской тренерской практике отечественной системы обучения настольному теннису и китайской. Делается вывод, что обе системы построены на принципиально различных основаниях, поэтому простое сочетание технических приемов обучения из разных систем не дает нужного эффекта. Это обусловлено тем, что «китайская техника» иногда разрушает навыки, сформированные по российской технологии, и наоборот. Делается акцент на ту часть китайской системы обучения, которая предполагает формирование личности спортсмена. Эта часть технологии основана на внедрении в тренировки элементов социально-ролевого подхода. Эти элементы в более широком варианте можно вкрапливать в российскую систему обучения. Авторы предлагают совершенствовать российскую методику обучения настольному теннису, более развернуто применяя на тренировках социально-ролевой подход. В эмпирической части статьи описывается эксперимент по внедрению в процесс тренировок социально-ролевого подхода. Результаты эксперимента показали более высокую эффективность обучения технике настольного тенниса у начинающих спортсменов. Изменения были зафиксированы и в личностных установках. В частности, начинающие спортсмены стали менее фиксироваться на непродуктивных факторах, например, таких как проигрыши более сильному спортсмену. Личностные акценты стали делаться на профессиональный рост, независимо от исхода конкретной игровой партии.
Ключевые слова
обучение настольному теннису; начинающие спортсмены; китайская система тренировок; качества мастера в теннисе; социально-ролевой подход; teaching table tennis; beginner sportsmen; Chinese system of training; master qualities in tennis; social role approach
TEACHING TABLE TENNIS TO BEGINNER TENNIS-PLAYERS BY SOCIAL ROLE TRAINING METHOD
The article studies the problems of training beginner Russian tennis players. At present, Chinese sportsmen traditionally win at international tennis tournaments. This is a proof of the significant advantage of China’s national table tennis training technology. The article analyzes the traditional domestic system of teaching table tennis, which is dominated by imitating exercises. Not enough time is devoted to the competitive method of training tennis players. In addition, the potential of the competitive method is not fully utilized. An unsuccessful attempt to combine the domestic system of teaching table tennis and the Chinese one in the Russian coaching practice is stressed. It is concluded that both systems are built on fundamentally different grounds, so a simple combination of teaching techniques from different systems does not give the desired effect. This is due to the fact that “Chinese technology” can sometimes destroy the skills which are developed by the Russian technology, and vice versa. The emphasis is placed on that part of the Chinese training system, which involves the formation of the sportsman’s personality. This part of the technology is based on the introduction of elements of a social role approach into training. These elements in a broader version can be interspersed into the Russian system of education. The authors propose to improve the Russian method of teaching table tennis, more extensively applying the social role approach to training. The empirical part of the article describes an experiment to introduce a social role-based approach into the training process. The results of the experiment showed a higher efficiency of teaching the technique of table tennis for beginner sportsmen. Changes were recorded in personal attitude. In particular, beginner sportsmen became less fixed on unproductive factors, for example, such as losing to a stronger opponent. Personal emphasis began to be made on professional growth, regardless of the outcome of a particular game.
Список литературы
-
Барчукова Г.В., Мизин А.Н. Применение соревновательного метода на занятиях настольным теннисом в рамках физической культуры со студентами нефизкультурных вузов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XI международной научно-практической конференции. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2017. С. 40-45
-
Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Экспериментальное исследование когнитивного компонента спортивной культуры в процессе занятий настольным теннисом // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 4. С. 12-18
-
Галанов П.Н., Бурцева Е.В. Прогноз будущих реформ в правилах соревнований по настольному теннису // Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции. Якутск: РИО медиа-холдинга, 2016. С. 221-224
-
Зайцева В.Ф., Резникова И.А. Азиатская система обучения настольному теннису // Труды VIII Международной научной конференции «Инновации в науке и образовании - 2010». Часть 3. Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2010. С. 319-321
-
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45-57
-
Лукьянова Т.А. Методика преподавания настольного тенниса на занятиях по физической культуре в вузе // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. Выпуск 3: сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. С. 81-83
-
Ретинская Ю.А. Накопление новшеств как важный фактор развития настольного тенниса // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 292-294
-
Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте // Национальный психологический журнал. 2017. № 2. С. 26-34
-
Целовальникова М.С. Источники стресса на тренировочных занятиях по настольному теннису // «Молодежь Сибири - науке России»: материалы международной научно-практической конференции. Красноярск: 2015. С. 359-361
-
Цзин А., Сяоцюань Ч. Формирование системы ценностных ориентаций в процессе спортивного воспитания детей, занимающихся настольным теннисом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 9. С. 258-267
-
Ivancevic T., Jovanovic B., Jovanovic S., Djukic M., Djukic N., Lukman A. Paradigm Shift for Future Tennis. Berlin: Springer-Verlag, 2011
-
Walsh J., Walsh T., Heazlewood I.T., Climtein M. Critical Reflections and Recommendations Derived from Providing Over 20,000 Hours of Practicum Industry Placements for Tertiary Students in Exercise Science, Sport and Fitness // Asian Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 2. N 2. P. 53-59
-
Zou J., Liu Q., Yang Z. Development of a Moodle course for schoolchildren’s table tennis learning based on Competence Motivation Theory: Its effectiveness in comparison to traditional training method // Computers & Education. 2012. Vol. 59. N 2. P. 294-303