Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
УДК 159.922; 159.9.072
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-15-20
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ПОНИМАНИЯ
В статье анализируются современные модели понимания с точки зрения структуры, прагматики, знаний о мире, референтных ситуаций, индивидуальных и личностных особенностей реципиентов, специфики текстов. Понимание рассматривается в связи с процессом когнитивного контроля. Отличительной чертой современных моделей является то, что анализу подвергается глубокое понимание, которое состоит из нескольких относительно различных компонентов: паттернов диалога, продуцирования гипотез, основанных на базе знаний и формулирования вопросов. В таких моделях учитывается, что в процессах понимания повествовательных текстов имеет место создание большого количества гипотез на основе различных знаний. Гипотезы конструируются, когда в долговременной памяти происходит активизация структуры знаний и переход в репрезентацию значения текста, состоящую из базы текста и референтной ситуативной модели. Референтная ситуативная модель похожа на ментальную репрезентацию событий, упомянутых явно либо выводимых из текста. Центральным компонентом глубокого понимания является формулирование вопросов, которые являются индикатором обнаружения человеком пропусков, противоречий, несовпадений или неопределенности в своих знаниях. Глубина современных модельных представлений о природе процесса понимания выгодно отличает их как от ранее созданных моделей поверхностного понимания, так и от ряда других теоретических представлений, в которых целый ряд указанных компонентов лишь намечен. В целом, различные модели глубокого понимания основаны на достаточно дифференцированной системе представлений о диалоговой природе этого процесса, о формулировании вопросов и гипотез, о влиянии контекста на понимание и даже о представлениях личности относительно возможной негативной оценки со стороны среды.
Ключевые слова
понимание; структура; когнитивный стиль; текст; модель; understanding; structure; cognitive style; text; model
ANALYSIS OF MODERN MODELS OF UNDERSTANDING
The article studies modern models of understanding in terms of structure, pragmatics, reference situations, individuality and personality, distinctive features of the recipients, characteristics of the text. Understanding is considered in connection with the process of cognitive control. A distinctive feature of modern models is that deep understanding is analyzed, which consists of several relatively different components: dialogue patterns, the production of hypotheses based on knowledge and the formulation of questions. Hypotheses are designed when the activation of knowledge structure and the conversion to the text meaning representation happens in a long-term memory. This representation consists of a text base and reference situation model. The reference situation model is similar to mental representation of events which are clearly mentioned or concluded from the text. The formulation of questions which are the indicators of omissions, contradictions, mismatches or ambiguity in knowledge detected by people is the central component of better understanding. The depth of modern model ideas about the nature of the process of understanding favorably distinguishes them both from the previously created models of surface understanding, and from a number of other theoretical concepts in which a number of these components are only outlined. In general, various models of deep understanding are based on a rather differentiated system of ideas about the dialogue nature of this process, about the formulation of questions and hypotheses, about the influence of context on understanding and even about the ideas of a person regarding a possible negative assessment from the environment.
Список литературы
-
Верещагина А.А. Личностные детерминанты понимания делового текста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009
-
Models of Understanding Text. Ed. by B.K. Britton, A.C. Graesser. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 1996
-
Zhang H., LeCun Y. Text Understanding from Scratch // ArXiv:1502.01710. 2016. URL: https://arxiv.org/pdf/1502.01710.pdf (дата обращения: 6.02.2019)
-
Zwaan R.A. Toward a model of literary comprehension // Models of Understanding Text. Ed. by B.K. Britton, A.C. Graesser. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. P. 241-255