Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
УДК 159. 922: 376. 7
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-45-53
Исследование особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера
Статья посвящена проблеме исследования особенностей эмоционально-личностного развития подростков коренных малочисленных народов Севера, актуальной в современных условиях интернационализации общего образования и динамично меняющегося мира, в котором происходит социализация подрастающего поколения. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что данная проблема мало изучена на теоретическом уровне, а сравнительные этнопсихологические исследования по данной тематике малочисленны. На первом этапе исследования был использован критерий хи-квадрат Пирсона, данный критерий позволили нам сопоставить значения каждого личностного фактора в двух выборках: коренные малочисленные народы Севера и русские в частности, оценить их частоты. Обнаружилось, что уровень статистической значимости по всей выборке колебался в диапазоне р от 0,088 до 0,963, что указывало на наличие различий по некоторым факторам. В результате сравнения выявилась статистическая значимость по следующим факторам: « эстетическое развитие» (р=0,008), «дипломатичность» (р=0,028), «конформизм» (р=0,024) и «психологическая энергия» (р=0,026). На втором этапе обработки данных применялся параметрический критерий сравнения для независимых выборок t-Стьюдента. При сравнении средних показателей факторов по личностному опроснику Кеттелла было выявлено различие на уровне статистической значимости по трем факторам: «потребность в общении», «коммуникативная активность» и «эстетическое развитие» и на уровне статистической тенденции по двум факторам: «дипломатичность» и «волевой самоконтроль». По другим факторам значимых различий не обнаружено. По результатам исследования даны рекомендации, которые можно учитывать для построения образовательного процесса с учетом особенностей развития подростков из числа коренных малочисленных народов Севера. Перспективным направлением дальнейшего исследования является изучение интеллектуальных способностей коренных малочисленных народов Севера и определение взаимосвязи между факторами интеллекта и показателями эмоционально-личностной сферы.
Ключевые слова
эмоционально-личностное развитие; подростки; факторы личностного развития; этнокультурные особенности; emotional and personal development; teenagers; factors of personal development; ethnic-cultural features
STUDY OF EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT FEATURES OF TEENAGERS OF INDIGENOUS MINORITIES OF THE NORTH
The paper is dedicated to the study of emotional and personal development features of teenagers of indigenous minorities of the North. This question is relevant in the modern context of general education internationalization and dynamically changing world where socialization of the younger generation takes place. The analysis of psychological and pedagogical works on the research problem has evidenced that the problem is poorly studied at the theoretical level, and comparative ethno-psychological research is scarce. At the first stage of the study, the Pearson's chi-squared test criterion was used, allowing us to compare the values of each personal factor in two samples: indigenous minorities of the North and Russians in particular, to assess their frequency. It was found that the level of statistical significance for the entire sample ranged from 0.088 to 0.963, indicating differences for some factors. The comparison revealed the statistical significance of the following factors: aesthetic development (p=0.008), tact (p=0.028), conformism (p=0.024) and psychological energy (p=0.026). At the second stage of data processing, the parametric comparison criterion was applied for independent Student's t-test samples. When comparing the factors average indicators according to Cattell's personality questionnaire, a difference at the level of statistical significance was revealed for three factors: communication need, communication activity and aesthetic development, and at level of statistical trends for two factors: tact and strong-willed self-control. No significant differences were found in other factors. According to the study results, some recommendations were given, which can be considered while designing the educational process, taking into account development features of teenagers of indigenous minorities of the North. A promising area for further research is studying intellectual abilities of indigenous minorities of the North, and defining the relationship between the intelligence factors and the emotional and personal domain indicators.
Список литературы
-
Айварова Н.Г. Особенности процесса самоопределения детей коренных малочисленных народов Севера // Языки и культура финно-угорских народов в условиях глобализации: материалы IV Всероссийской конференции финно-угроведов. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, 2009. С. 349-351
-
Волков Б.С. Психология подростка. М.: Академический проект, 2017
-
Киреева Е.П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № Т15. С. 2186-2190
-
Ковешникова Л.Н. Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007
-
Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Юрайт, 2016
-
Миронов А.В. Особенности социокультурного развития представителей обско-угорского этноса // European Social Science Journal. 2017. № 6. С. 496-501
-
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999
-
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение. Часть 1. СПб.: ИМАТОН, 2010