Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-54-62
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С УЧЕНИКАМИ
Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия педагогов с учениками и педагогической направленности в ситуации смены образовательных парадигм от безличностной к личностно-ориентированной, от адаптивной к развивающей, от когнитивной к ориентированной на практическую деятельность. Обозначается значимость педагогической направленности для эффективного взаимодействия педагогов с учениками в учебном процессе. Целью исследования было изучить и выявить взаимосвязь педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками. Было предположено, что существует взаимосвязь педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками, а именно: у педагогов с направленностью на преподаваемый предмет выражена учебно-дисциплинарная модель взаимодействия; у педагогов с коммуникативной направленностью выражена личностно-ориентированная модель взаимодействия. Основное содержание исследования посвящено анализу полученных результатов. Под направленностью понимается система эмоционально-ценностных отношений, задающей иерархическую структуру доминирующих мотивов педагога, побуждающих к ее утверждению в педагогической деятельности и общении. В исследовании использовались: методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя Ю.А. Корелякова; диагностика типа центрации педагога К.М. Левитана; методика «Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми» по В.Г. Маралову; методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия Л.В. Байбородовой; метод математической обработки данных коэффициент корреляции r-Пирсона. Были выявлены типы педагогической направленности у учителей сельских школ : «предметник» - направленность на преподаваемый предмет, «коммуникатор» - направленность на общение, «организатор» - направленность на организационные моменты, «интеллигент» - направленность на просветительство и высокий интеллект. Проведен корреляционный анализ взаимосвязи педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками: у педагогов с направленностью на преподаваемый предмет выражена учебно-дисциплинарная модель взаимодействия; у педагогов с коммуникативной направленностью выражена личностно-ориентированная модель взаимодействия.
Ключевые слова
педагогическая направленность; типы педагогической направленности; личностная центрация; взаимодействие; модели взаимодействия педагогов с учениками; pedagogical orientation; types of pedagogical orientation; personal centering; interaction; models of inter
CORRELATION BETWEEN PEDAGOGICAL ORIENTATION AND TEACHERS’ INTERACTION WITH PUPILS
The article is devoted to pedagogical orientation and teachers’ interaction with pupils in a situation of changing educational paradigms from the impersonal to the personality-oriented, from adaptive to developmental, from cognitive to practical-oriented. It denotes the importance of pedagogical orientation for the effective interaction of teachers with pupils in the educational process. The purpose of the work was to study and identify the relationship of pedagogical orientation and teachers’ interaction with pupils. It was suggested that there was a relationship of pedagogical orientation and teachers’ interaction with students, namely: teachers with a focus on the taught subject showed teaching and disciplinary model of interaction; teachers with a communicative orientation showed personality-oriented model of interaction. The main content of the study is devoted to the analysis of the results. The orientation is a system of emotional-value relations, defining the hierarchical structure of the dominant teacher’s motives, encouraging its adoption in educational work and communication. The following methods were used in the study: Yu.A. Korelyakov’s methodology of express diagnosis of pedagogical orientation of a teacher; K.M. Levitan’s diagnosis of the type of teacher centration; the method “Diagnosis of teachers' orientation towards an educational, disciplinary or personal model of interaction with children” according to V.G. Maralov; L.V. Bayborodova’s methodology for studying the degree of development of main components of pedagogical interaction; the method of mathematical data processing; r-Pearson’s correlation coefficient. The types of pedagogical orientation in rural schoolchildren were identified: “Subject” -the focus on the subject taught, “Communicator” - the focus on communication, “Organizer” - the focus on organizational issues, “Intellectual” - the focus on enlightenment and high intelligence. A correlation analysis of the relationship of pedagogical orientation and teachers’ interaction with pupils was carried out: teachers with a focus on the subject taught show teaching and disciplinary interaction model; communicative oriented teachers showed a personality-oriented interaction model.
Список литературы
-
Жуйкова Т.П. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 705-708
-
Кореляков Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНУ) // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 75-80
-
Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1967
-
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994
-
Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993
-
Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История, 2014
-
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002
-
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ВЛАДОС, 2010
-
Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пос. для студ. высш. пед.учеб. заведений. М.: Академия, 2000
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф, Шиянов Е.Н. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2012