Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-63-70
ЭСТЕТИКА ПЧЕЛИНЫХ «ТАНЦЕВ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ НА АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ВУЗОВ
Проблема формирования мотивации у студентов к изучению математических дисциплин в настоящее время является очень актуальной. Как известно, мотивация у студентов нематематических специальностей к изучению различных разделов высшей математики, в частности, аналитической геометрии, в последние годы заметно ослабла. И это, соответственно, приводит к снижению уровня математической подготовки студентов. Цель статьи - выявить и раскрыть возможности использования межпредметных связей аналитической геометрии и пчеловодства в образовательном процессе агропромышленных отделений вузов. В качестве основных методов рассматриваются: 1) реализация межпредметных связей; 2) математическое моделирование. Мы считаем, что эти методы будут способствовать развитию мотивации к изучению высшей математики у студентов. В статье показывается, что траектории пчелиных «танцев» связаны с кривыми аналитической геометрии. С одной стороны, из пчеловодства используются сведения о том, что в танцевальных движениях пчелы присутствуют ритм, определенные траектории кружения, четкие и математически точные повороты, которые подробно описывал Карл фон Фриш. Можно выделить следующие виды «танцев»: круговой, виляющий, восьмерочный и др. С другой стороны, траектории, описываемые пчелами в ходе таких «танцев», соответствуют кривым второго порядка: окружности, эллипсу, кардиоиде, лемнискате Бернулли. Отсюда в математических моделях пчелиных танцев из аналитической геометрии используются такие понятия, как декартова система координат, полярная система координат, виды кривых второго порядка, их аналитические выражения и графики. Опираясь на эти факты, изучение материала по аналитической геометрии можно осуществить в следующей последовательности. Сначала рассматривается специфика танца пчел, а потом изучается соответствующая кривая (ее аналитическое представление в декартовой и (или) полярной системе координат, строится ее график). К основным результатам работы относятся: 1) выявление межпредметных связей аналитической геометрии и пчеловодства; 2) разработка методики изучения понятий аналитической геометрии; 3) составление задач межпредметного характера. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении возможностей использования межпредметных связей аналитической геометрии и пчеловодства. Практическая значимость заключается в том, что предложенная методика изучения кривых второго порядка будет востребована в процессе реализации образовательных программ сельскохозяйственных профилей подготовки, будет способствовать формированию эстетических представлений и повышению уровня мотивации у студентов к изучению математики.
Ключевые слова
межпредметные связи аналитической геометрии и пчеловодства; кривые второго порядка; пчелиные «танцы»; interdisciplinary connections of analytic geometry and beekeeping; second order curves; bee “dances”
AESTHETICS OF BEE “DANCES” WHILE TEACHING ANALYTIC GEOMETRY AT AGROINDUSTRIAL DEPARTMENTS OF UNIVERSITIES
The problem of the formation of students' motivation to study mathematical disciplines is rather topical nowadays. It is known that students’ motivation of non-mathematical departments to study various sections of higher mathematics, in particular, analytic geometry, has noticeably weakened in recent years. And this, respectively, leads to a decrease in the level of mathematical training of students. The purpose of the article is to reveal the possibilities of using interdisciplinary connections of analytic geometry and beekeeping in the educational process at agroindustrial departments of universities. The main methods are: 1) the implementation of interdisciplinary connections; 2) mathematical modeling. We believe that these methods will contribute to the development of students' motivation to study higher mathematics. The article shows that the trajectories of bee “dances” are associated with curves of analytic geometry. On the one hand, from beekeeping we know that there is a rhythm in the dance movements of a bee, certain circulating paths, precise and mathematically exact turns, which Karl von Frisch described in detail. The following types of “dances” can be distinguished: circular, wagging, eight-dimensional, etc. On the other hand, the trajectories described by bees during such “dances” correspond to second-order curves: circumference, ellipse, cardioid, Bernoulli lemniscate. Hence, in mathematical models of bee dances from analytic geometry, such concepts are used as Cartesian coordinate system, polar coordinate system, types of second-order curves, their analytical expressions and graphs. Based on these facts, the study of the material on analytic geometry can be carried out in the following sequence. First, the specificity of bee dance is considered, and then the corresponding curve is studied (its analytical representation in Cartesian and (or) polar coordinate system, its graph is plotted). The main results of the work include: 1) the identification of interdisciplinary connections of analytic geometry and beekeeping; 2) the development of methods for studying concepts of analytic geometry; 3) the compilation of interdisciplinary tasks. The theoretical significance of the research is to identify possibilities of using interdisciplinary connections of analytic geometry and beekeeping. The practical significance is that the proposed methodology for studying second-order curves will be in demand while implementing educational programs for agricultural training directions, which will contribute to the formation of aesthetic ideas and increase the level of students’ motivation to study mathematics.
Список литературы
-
Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. М.: Школа-Пресс, 1998
-
Беклемишев, Д. В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. М.: Физматлит, 2009
-
Горев П.М., Сунцова (Козлова) Е.В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 2. С. 76-80. URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm (дата обращения: 1.02.2019)
-
Келбакиани В.Н. Межпредметная функция математики в подготовке будущих учителей. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1994
-
Колягин Ю.М., Короткова Л.М., Луканкин Г.Л. О прикладной и практической направленности обучения математике // Народное образование. 1988. № 12. С. 9-13
-
Саввина О.А. Исторические очерки о преподавании высшей математики в средних учебных заведениях России. Часть 1 (XVIII - первая половина XIX вв.). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001
-
Саввина О.А. Признаки кризиса отечественной методики преподавания математики // Математика в школе. 2017. № 2. С. 3-8
-
Савелов А.А. Плоские фигуры: Справочное руководство. М.: Гос. Издательство физико-математической литературы, 1990
-
Фриш К. Из жизни пчел. М.: Мир, 1980
-
Харченко Н.А., Рындин В.Е. Пчеловодство: учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2014
-
Gerasimova E.N., Savvina O.A., Telkova V.A., Melnikov R.A., Trofimova E.I. The “Project Method Vs” Conventional Teaching // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. V. 6. N 5 S4. P. 172-178
-
Kozlova E.V., Sakhieva R.G. Specific Features of Training School Students for Final Certification in Mathematics for the Course of Basic School in the Context of a Complex Training System // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. V. 13. N 8. P. 4363-4378
-
Root A.I. The ABC and XYZ of bee culture: an encyclopedia pertaining to scientific and practical culture of bees. Media: A.I. Root Co., 1972