Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
УДК 373.1.02:372.8
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-71-78
СЦЕНИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Статья посвящена приемам изучения драматических произведений на уроках литературы в средних и старших классах, определению их специфики и методики работы с ними. Трудности, связанные с восприятием драматического текста, приводят к использованию разнообразных видов комментария: литературоведческого, лексико-фразеологического, историко-бытового. В связи с тем, что драматическое произведение создается для постановки на сцене, значительная роль отводится еще одному комментарию - сценическому, который выполняет функцию ориентира на «видение» текста и стимулятора творческого мышления. Учитель, вовлекая школьников в разбор произведения, должен создать в их воображении конкретный спектакль, что помогает проникнуть в глубину художественного мира драматического текста. Комментарий как прием способствует тому, что драматический вымысел получает свою завершенную форму. В связи с этим возникает вопрос о рациональности использования данного приема, ответ на который позволяет автору статьи сделать некоторые выводы. Во-первых, сценический комментарий создает благоприятную атмосферу для того, чтобы учащиеся мысленно увидели обстановку, в которой живут герои, их самих. Во-вторых, школьники знакомятся со сценической историей произведения: создание и первая постановка, реакция современников на пьесу. Это способствует расширению их знаний и помогает составлять мнение об окружающем мире. В-третьих, комментарий заставляет обратить внимание на ремарки автора, на реплики героев, на их поведение и на отношение к другим. Использование разных видов комментария при анализе драматического произведения способствует развитию умения ориентироваться в источниках информации и распределять ее с целью более глубокого проникновения в текст. Школьники не только лучше понимают прочитанное, но и творчески подходят к восприятию конкретных образов, так как установка сценического комментария на «видение» учащихся - это одно из условий успешной работы по тексту, его глубокого восприятия.
Ключевые слова
драматическое произведение; сценический комментарий; эффект видения; творчество; характер; мышление; drama; stage comment; the effect of the vision; creativity; character; thinking
STAGE COMMENTARY AS A PART OF STUDYING A DRAMATIC TEXT
The article is devoted to the methods of studying dramatic works at Literature lessons at secondary and high school, to the definition of their specificity and methods of work with them. Difficulties associated with the perception of the dramatic text lead to the use of various types of commentary: literary, lexical and phraseological, historical and everyday. Due to the fact that the dramatic work is created for stage production, a significant role is assigned to one more commentary - a stage one, which serves as a guide to the “vision” of the text and a stimulator for creative thinking. A teacher, involving the students in the analysis of the work, should create a specific performance in their imagination, which helps to penetrate into the depth of the artistic world of the dramatic text. Commentaries as a technique contribute to the dramatic fiction which gets its completed form. In this regard, the question arises about the rationality of the use of this technique, the answer to which allows the author to draw some conclusions. First, stage commentary forms a favorable atmosphere for students to mentally see the characters and the environment in which they live. Secondly, students get acquainted with stage history of the work itself: the creation and the first production, the reaction of contemporaries to the play. This contributes to the expansion of their knowledge and helps them to form an opinion about the world. Thirdly, the commentary draws attention to the remarks of the author, the cues of characters, their behavior and their attitude to others. The use of different types of commentary in the analysis of a dramatic work contributes to the development of the ability to orient oneself in the sources of information and distribute it with a view to deeper penetrate into the text. Students not only better understand what they read, but also creatively percept specific images, as setting of stage commentary on the “vision” of students is one of the conditions for successful work on the text and its deep perception.
Список литературы
-
Драматический словарь, или Показания по алфавиту всех российских театральных сочинений и переводов, с означением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которыя когда были представлены на театрах, а где, и в которое время напечатаны. М., 1787
-
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: ЛГПИ, 1974
-
Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1986
-
Островский А.Н. Записка об авторских правах драматических писателей // Островский А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 12. Статьи о театре. Записки. Речи. М.: Художественная литература, 1952. С. 324-325
-
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. 2-изд., дораб. М.: Просвещение, 2011
-
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1963
-
Словарь литературоведческих терминов. Сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М.: Просвещение, 1974
-
Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе воплощения. М.: Эксмо, 2017
-
«Театр - школе». Альбом-выставка. Л., 1969
-
Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1989
-
Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 7. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1985