Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-79-87
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье раскрывается актуальность создания педагогических условий, обеспечивающих формирование у будущих военных специалистов организационно-управленческой компетентности. Обращается внимание на научные положения военной педагогики, исследования, посвященные вопросам подготовки военных специалистов в вузах, позволяющие выделить педагогические условия эффективного формирования организационно-управленческой компетентности у будущих военных специалистов. Раскрыто содержание комплекса педагогических условий, которые успешно могут быть реализованы в образовательной среде вуза. Приводится обоснование необходимости знания обучающимися в военном вузе сути организационно-управленческой компетентности. Описаны условия педагогического сотрудничества и педагогической коррекции. Уделено внимание организации и проведению деловых игр, обеспечивающих овладение обучающимися в военном вузе коммуникативными способностями, ролевым взаимодействием. Раскрыты дидактические принципы реализации деловой игры на практике, а также педагогические условия, позволяющие сформировать у будущих специалистов высокий уровень организационно-управленческой компетентности в процессе обучения. Отмечена роль преподавателя в организации и проведении воспитательной работы с обучающимися в целях формирования профессиональной мотивации. Отражены особенности проведения бесед, лекций, тренингов, расширяющих профессиональный кругозор у будущих военных специалистов и обеспечивающих им педагогическую поддержку в процессе обучения. В статье отражена необходимость методического обеспечения формирования у обучающихся организационно-управленческой компетентности. Указывается, что существующая между информационным обществом и кардинальными изменениями в высшем образовании причинно-следственная связь отражает основополагающие изменения в подготовке будущих военных специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий, для которых овладение организационно-управленческой компетентностью становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности.
Ключевые слова
организационно-управленческая компетентность; педагогические условия; игровые технологии; деловые игры; информационная и методическая поддержка; программы для ЭВМ; organizational and managerial competence; pedagogical conditions; game technologies; business
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS WHILE STUDYING AT UNIVERSITY
The article reveals the urgency of creating pedagogical conditions that ensure the formation of organizational and managerial competence among future military specialists. Attention is drawn to the theoretical basis, the analysis of psychological and pedagogical works, the scientific provisions of military pedagogy, studies devoted to the training of military specialists at higher educational institutions, which make it possible to single out pedagogical conditions for effective formation of organizational and managerial competence in future military specialists. The content of the complex of pedagogical conditions that can be successfully implemented in the educational environment of the University is disclosed. The rationale to know the essence of organizational and managerial competence by students of military higher educational institutions is given. The conditions of pedagogical cooperation and pedagogical correction are described. Attention is paid to the organization and conduct of business games, which ensure students’ mastering of communication skills, role-playing interaction at the military University. The article reveals didactic principles of business game implementation in practice, as well as pedagogical conditions that allow us to form a high level of organizational and managerial competence in the process of education of future specialists. Teacher’s role in the organization and conduct of educational work with students, with a view to the formation of professional motivation, was noted. The features of carrying out conversations, lectures, and trainings which expend professional horizons of future military specialists and provide them with pedagogical support in the process of training are reflected. The article reflects the need for methodological support for the formation of organizational and managerial competence among students. It is stated that causal relationship existing between the information society and cardinal changes in higher education reflects fundamental changes in the training of future military specialists in the field of information and communication technologies, for whom mastering organizational and managerial competence becomes a prerequisite for successful professional activity.
Список литературы
-
Воронова О. Е. Через инновации - к новому качеству подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 73-76
-
Кошелева А.О. Профессиональные компетенции в высшей школе // Технология проблемного обучения будущих специалистов в высшей школе в условиях информационного общества / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 54-67
-
Кошелева А.О. Высшее образование в России: история и современность // Технология успешной личностной адаптации курсантов в условиях дифференцированно-группового обучения в ведомственном вузе. Ульяновск: Зебра, 2017a. С. 191-203
-
Кошелева А.О. Проблемы развития способностей личности к научному руководству соискателями в высшей школе // Ученые записки: электронный научный журнал КГУ. 2016b. № 1(37). С. 71-77
-
Кошелева А.О. Современные подходы к проблеме качества образования // Инновации в современной системе образования: подходы и решения / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016a. С. 220-233
-
Кошелева А.О. Эффективная деятельность преподавателя ведомственного вуза в условиях интеграции науки и образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017b. № 4(77). С. 240-245
-
Кошелева А.О., Сухорукова А.А. Проблемы внедрения деятельностно-ценностного подхода в подготовку будущих военных специалистов в вузе // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2017. № 2. С. 60-67