Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-88-95
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ реализации индивидуально- дифференцированного подхода в ОБУЧЕНИИ
В статье раскрывается сущность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении будущих военных специалистов в современном вузе. Раскрыты принципы реализации индивидуально-дифференцированного подхода в инновационных условиях высшего образования. Обращено внимание на теоретическую основу применения индивидуально-дифференцированного подхода в обучении будущих военных специалистов в соответствии с ФГОС ВО (3+), научные положения военной педагогики о развитии личности в условиях образования. Приводится обоснование необходимости формирования гендерной компетентности у курсантов. Раскрыто содержание формирования гендерной компетентности у курсантов женского пола в образовательной среде вуза. Описаны педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, оказывающие положительное влияние на сформированность гендерной компетентности у обучающихся в военном вузе. Уделено внимание необходимости организации целенаправленной, системной поддержки самоактуализирующейся в военной профессии женщине. Научно обосновано проведение с курсантами женского пола семинаров и тренингов по осознанию и проектированию целей профессионального развития личности, индивидуального консультирования по вопросам учебы, службы, бытовой деятельности. Отмечена роль преподавателя вуза в расширении кругозора обучающихся по учету в деятельности военных руководителей гендерных особенностей подчиненных. Отражены особенности проведения воспитательной работы с курсантами женского пола, обучающимися в вузе. Раскрыты некоторые аспекты педагогической поддержки личности при проявлении ею несамостоятельности в принятии решений, излишней ориентации на внешнюю позитивную оценку. Показано, что успешное развитие ценностной системы личности выступает необходимым и обязательным комплексом в системе подготовки будущего военного специалиста-профессионала.
Ключевые слова
индивидуально-дифференцированный подход в обучении; гендерная компетентность; педагогическая поддержка; курсанты женского пола; individual-differentiated approach to training; gender competence; pedagogical support; female students
THE FORMATION OF STUDENTS’ GENDER COMPETENCE UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTING INDIVIDUAL-DIFFERENTIATED APPROACH IN TRAINING
The article reveals the essence of the individual-differentiated approach in the training of future military specialists at a modern university. The principles of the implementation of the individual-differentiated approach under innovative conditions of higher education are revealed. Attention is drawn to the theoretical basis for the application of the individual- differentiated approach to the training of future military specialists in accordance with the Federal State Educational Standards of Higher Education (3+), the scientific principles of personal development in military pedagogy. The rationale for the formation of gender competence among students is given. The foundation of gender competence among female cadets in the educational environment of military education is marked. Pedagogical conditions for the implementation of the individual- differentiated approach are described, which have a positive effect on the formation of gender competence of female cadets in a military academy. Attention is paid to the need for organizing focused, systematic support for a woman who is self-actualizing in the military profession. The conduct of seminars and trainings with female cadets on the awareness and design of goals of their future professional development, individual counseling in matters of study, service, life activities are scientifically substantiated. The role of the university teacher in expanding students’ horizons on accounting for the gender characteristics of subordinates in the activities of female cadets is noted. Features of the educational work with female cadets enrolled in high school are pointed out. Some aspects of pedagogical support of the person are revealed when it manifests a lack of independence in decision-making, an excessive orientation towards an external positive assessment. It is shown that the successful development of the value system of an individual is a necessary and indispensable complex in the training system of the future military specialist professional.
Список литературы
-
Карамыхова О.В, Кошелева А.О., Егорушкина Т.Д. Формирование гендерной компетентности у курсантов женского пола в процессе обучения в военном вузе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 33(1). С. 113-118
-
Кошелева А.О. Современные подходы к проблеме качества образования // Инновации в современной системе образования подходы и решения / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 220-233
-
Кошелева А.О. Эффективная деятельность преподавателя ведомственного вуза в условиях интеграции науки и образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 4(77). С. 240-245
-
Секаева О.В. Особенности формирования профессионально значимых качеств личности военнослужащих-женщин // Мир образования - образование в мире. 2007. № 4(28). С. 196-201
-
Секаева О.В. Организационно-педагогические основы профессионального становления военнослужащих-женщин // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 8. С. 52-54