Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (45) (2019)
УДК 37.032
DOI 10.24888/2073-8439-2019-45-1-104-109
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ (20-30-Е ГОДЫ ХХ В.)
Статья посвящена анализу деятельности советских школ, осуществлявших поиск новых подходов, методов и форм обучения. Школьная система России в 20-30-х годах XX в. была тесно взаимосвязана с политикой. Наука и образование были адаптированы к партийно-государственным установкам. Целенаправленные усилия партийно-государственной системы сформировали в научно-педагогическом сообществе особый стиль мышления. Реализация цели всестороннего развития школьников с начала установления советской школы потребовала коренного пересмотра подходов к содержанию, методам образования и формам его организации. В качестве одного из средств был назван исследовательский метод и его разновидности: активно-трудовой, лабораторный, эвристический, экскурсионный. Применение новых методов и форм организации обучения вызывало интерес у учеников к приобретению знаний, а педагоги пытались адаптировать учебный материал к жизненным ситуациям учеников. В итоге осуществлялось целостное развитие обучаемых. Они выполняли большое количество практических заданий, требующих владения определенными знаниями; выполняли задания, интересные по конструкции и увлекательные для учеников, что способствовало развитию у них эмоциональной, познавательной сферы, положительных мотивов выполнения работы. А это воспитывало в учениках упорство, стремление прилагать силу воли для достижения целей обучения. Таким образом, провозглашенные советской педагогикой цели и принципы по-строения учебно-воспитательного процесса определили формы и методы его организа-ции. Разрабатывая новые методы обучения, педагоги 20-х годов руководствовались принципами, вытекавшими из сущности советской школы как школы трудовой, школы жизни.
Ключевые слова
целостное развитие; формы; исследовательский метод; метод проектов; экскурсия; школа; образование; holistic development; forms; research method; project method; excursion; school; education
ACTIVE TEACHING METHODS AT SOVIET SCHOOL OF THE FIRST DECADE OF ITS EXISTENCE (20-30S OF XX CENTURY)
The article is devoted to the analysis of the activities of Soviet schools, which searched for new approaches, methods and forms of education. The school system of Russia in the 20s-30s of XX century was closely linked with politics. Science and education were adapted to the party-state institutions. Concerted efforts of the party-state system formed in the scientific and pedagogical community a special way of thinking. The implementation of comprehensive development of schoolchildren since the beginning of the Soviet school required a radical revision of approaches to the content, methods of education and forms of its organization. One of the tools was the research method and its variants: active-labor, laboratory, heuristic, tour methods. The use of new methods and forms of the organization of training aroused interest among pupils to acquire knowledge, and even more, so teachers tried to adapt the training material to life situations of pupils. As a result, the integral development of pupils was carried out. They performed a lot of practical tasks that required certain knowledge, performed tasks interesting in design and exciting for pupils, what contributed to the development of their emotional, cognitive sphere, positive motives for doing the work. And it taught students perseverance, the desire to exert willpower in carrying out the work. Thus, the goals and principles of the educational process proclaimed by Soviet pedagogy defined the forms and methods of its organization. Developing new teaching methods, teachers of 20s were guided by principles that followed from the essence of the Soviet school as a school of labor, a school of life.
Список литературы
-
Абакумов А.А., Кузин Н.П., Пузырев Ф.И., Литвинов Л.Ф. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974
-
Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982
-
Вендровская Р.Б. Теория методов обучения в советской педагогике (1917-1931) // Советская педагогика. 1979. № 10. С. 134-141
-
История педагогики: Учебник для системы послевузовского профессионального образования по специальности «История и философии науки» / Н.Д. Никандров, В.Г. Безрогов, М.В.Богуславский и др. М.: Гардарики, 2007
-
Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. Т. 4. М.: АПН, 1959
-
Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М.: Работник просвещения, 1930
-
Плетенева И.Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов в процессе вузовского образования. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH, 2012