Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Фэн Ш.. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ» В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ

    Исследование систематизирует сложное и масштабное содержание понятия педагогической стратегии, что не только помогает ученым осознать его важность как научного понятия, но и способствует повышению качества и эффективности преподавания. В статье раскрывается сущность понятия «педагогическая стратегия» в контексте исследований образования в России и Китае, описывается несколько точек зрения ученых на содержание этого понятия. Делается акцент на том, что современные взгляды российских и китайских ученых на понятие «педагогическая стратегия» имеют как некоторые общие черты, так и некоторые явные различия. На основе анализа литературы делается вывод, что педагогическая стратегия всегда целенаправлена и вырабатывается в конкретных условиях обучения для выполнения конкретной педагогической задачи, включая выбор методов педагогической деятельности, подготовку материалов и регулирование поведения учителя и ученика. В статье рассматриваются различия между взглядами ученых России и Китая на сущность понятия «педагогическая стратегия». Кроме того, в статье освещается сходство и различие в трактовке понятий «педагогическая стратегия», «образовательная стратегия», «стратегия образования», «стратегия обучения», «педагогическая идея», «педагогический дизайн» и «педагогическая методика». Определения некоторых указанных понятий, хотя и отличаются формулировкой, могут иметь сходные значения и использоваться как синонимы. При этом есть другие понятия, которые имеют похожие наименования, но обозначают совершенно разные явления. В конце статьи анализируется несколько существенных особенностей понятия педагогической стратегии, отмечается важная роль данного понятия при описании системы обучения.
    The study systematizes the complex and extensive content of the concept of pedagogical strategy, which not only helps scholars realize its importance as a scientific concept, but also contributes to the improvement of the quality and effectiveness of teaching. The article reveals the essence of the concept of “pedagogical strategy” in the context of educational research in Russia and China, describing several views of the scholars on the content of this concept. It is emphasized that modern views of Russian and Chinese scholars on the concept of “pedagogical strategy” have both some common features and some obvious differences. Based on the analysis the following results are given: the commonality is that the pedagogical strategy has a definite goal and is developed in specific pedagogical conditions to perform a specific teaching task, including the choice of methods of teaching activities, preparation of materials and regulation of teacher and student behavior. The article examines the differences between the views of Russian and Chinese scientists on the essence of the concept of “pedagogical strategy”. In addition, the article discusses the similarities and differences in the interpretation of such concepts as “teaching strategy”, “educational strategy”, “pedagogical strategy”, “learning strategy”, “teaching idea”, “teaching design” and “teaching methodology”. Although the definitions of some of these concepts are different in specific words, they may have similar meanings and can be used as synonyms. At the same time, there are other concepts which names are similar, but they represent completely different phenomena. At the end of the article, the author analyzes several essential features of the concept of pedagogical strategies and points out the important role of this concept in describing the learning system.

    Пузатых А.Н.. ОБЗОР МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ DOGME

    Обучение английскому языку стало глобальной отраслью, важной составляющей которой является сектор учебных материалов. Во многих контекстах языкового обучения учебник является такой же неотъемлемой частью школьной среды, как и учитель, и ученики. Сам учебник, как правило, дополняется рабочей тетрадью и DVD. Ожидается, что наряду с учебником ученик в классе будет использовать различные раздаточные материалы, предоставленные учителем, а в эпоху цифровых технологий еще и ноутбук или интерактивную доску. Поэтому среди профессионального сообщества давно поднимались и продолжают подниматься вопросы о том, в какой степени учебные материалы должны определять содержание преподавания иностранного языка, и о том, в какой степени такие готовые материалы действительно способствуют созданию среды живого общения. В данном контексте Скотт Торнбери опубликовал в 2000 году статью, в которой оспаривал само использование учебных материалов в языковых классах. Так появился термин Dogme, который стал применяться в области преподавания иностранных языков. Он предполагал, что иностранный язык должен преподаваться в виде живого общения с минимальной опорой на такие средства, как учебники и использование информационно-коммуникационных технологий. В подобной среде сами ученики и учитель являются теми, кто порождает язык. После своего появления метод Dogme начал использоваться многими практикующими преподавателями английского языка в разных странах мира. Однако он также вызвал и значительную критику со стороны многих преподавателей. В данной статье делается попытка рассмотреть подход Dogme к области преподавания английского языка, выделить его преимущества и недостатки, также приведены примеры занятий, построенных на методе Dogme.
    English language teaching has become a global industry where the teaching materials sector is an important component. In many language learning contexts, the textbook is as much an integral part of the school environment as the teacher and students themselves. The textbook itself is usually supplemented by at least a workbook and a DVD. In addition to the textbook, the student is expected to use a variety of teacher-provided handouts in the classroom, and in the digital age will also use a laptop or interactive whiteboard. Therefore, among the professional community, questions have long been raised and continue to be raised about the extent to which educational materials should determine the content of teaching a foreign language, and about the extent to which such ready-made materials really contribute to the creation of an environment of authentic communication. In this context, Thornbury published an article in 2000 challenging the very use of teaching materials in language classes. This is how the term Dogme appeared, which began to be used in the field of teaching foreign languages. He suggested that a foreign language should be taught in the form of authentic communication with minimal reliance on such means as textbooks and the use of information and communication technologies. In such an environment, the students themselves and the teacher are the ones who create the language. Since its inception, the Dogme method has been used by many practicing English teachers around the world. However, it also drew significant criticism from many teachers. This article attempts to review Dogme's approach to teaching English, highlight its advantages and disadvantages, and provide examples of classes based on the Dogme method.

    Сотникова О.А., Кочанова А.А., Новикова Н.Н.. ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

    Авторы исходят из принципа профессиональной направленности обучения математике в системе среднего профессионального образования. Профессиональная направленность в обучении по образовательной программе рассматривается как сочетание содержательного и деятельностного (процессуального) аспектов. В статье обосновывается, что для студентов технической направленности основным ориентиром в технологии обучения является формирование умений работать с алгоритмами. Выделен состав этих умений и уровни сформированности для студентов среднего профессионального образования. Студентам необходимо научиться выделять сущность алгоритмических явлений, реализовывать заданный алгоритм, контролировать ход выполнения алгоритма, находить ошибки, вносить коррективы. Умение работать с алгоритмами предполагает формирование следующих действий: по установлению «сущности» алгоритма, по выделению шагов алгоритма и установлению связей между ними, по разработке механизмов реализации каждого этапа. При выполнении действий «по указанию» учащимся предлагается готовый алгоритм действий для решения определенных задач. При выполнении «по ориентирам» от обучающихся требуется проведение анализа, связанного с рационализацией предложенного алгоритма. Самостоятельное выполнение действий отличается полной независимостью обучающегося от каких-либо указаний. Предполагается, что при обучении математике в системе среднего профессионального образования технического профиля подбор педагогических технологий необходимо ориентировать на достижение уровня самостоятельной реализации алгоритма.
    The authors are guided by the principle of professional orientation of teaching mathematics in the secondary vocational educational system. Professional orientation in training in an educational program is considered as a combination of content and activity (procedural) aspects. The article explains that forming the ability to deal with algorithms is the key reference mark for students of the technical profile. The content of these skills and proficiency levels for students of secondary vocational educational institutions have been outlined. The ability to work with algorithms involves the formation of the following actions: to establish the “essence” of the algorithm, to highlight the steps of the algorithm and establish links between them, to develop mechanisms for the implementation of each stage. Students need to learn how to highlight the essence of algorithmic phenomena, implement a given algorithm, control the progress of the algorithm, find errors, and make adjustments. When performing actions “as directed”, students are offered a ready-made algorithm of actions to solve certain problems. When performing “by reference points”, students are required to conduct an analysis associated with the rationalization of the proposed algorithm. The independent performance of actions is distinguished by the complete independence of the student from any instructions. It is assumed that when teaching mathematics in the system of secondary vocational education of a technical profile, the selection of pedagogical technologies must be oriented towards achieving the level of independent implementation of the algorithm.

    Кудрявцева О.М.. ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ

    В статье обосновывается необходимость обучения «мягким навыкам» студентов неязыковых направлений подготовки в соответствии с современными требованиями общества. В настоящее время владения академическими и профессиональными навыками недостаточно для успешной трудовой деятельности. Экономика нового информационно-технологического уровня предъявляет к выпускнику вузов особые требования. Он должен быть разносторонне развитой личностью, ориентироваться в информационном пространстве, уметь находить необходимую информацию и подвергать ее критическому анализу; быть готовым к работе в контексте межкультурного взаимодействия. Владение «мягкими навыками» приобретает особую значимость. Иностранный язык как учебная дисциплина имеет определенные возможности для формирования и развития «мягких навыков», которые необходимы для успешного овладения выбранной профессией. В связи с этим предлагается включить в языковое обучение студентов неязыковых направлений подготовки работу по формированию «мягких навыков». На основании анализа понятия «мягкие навыки» и специфики профессиональной деятельности по выбранным направлениям подготовки «Социальная работа», «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» автором выделены две группы «мягких навыков», которым необходимо обучать студентов на занятиях по иностранному языку. Это навыки, способствующие личностному развитию и значимые для будущей профессиональной деятельности, и навыки, характеризующие отношения с другими людьми. В статье предложена поэтапная методика работы по формированию данных групп «мягких навыков» в процессе обучения иностранному языку. Автор предлагает следующие этапы: информационно-ознакомительный, практический, оценочно-контрольный. Для каждого этапа подобрана система упражнений, смоделированы ситуации общения, представлены темы проектных работ.
    The article substantiates the need of teaching "soft" skills to students of non-linguistic degree courses in accordance with the modern requirements of society. Nowadays possession of academic and professional skills is not enough for a successful career. The economy of the new information technology level makes special demands on university graduates. He/she must be a versatile personality, navigate the information space, be able to find the necessary information and subject it to critical analysis; be ready to work in the context of intercultural interaction. Soft skills are of particular importance. A foreign language as an academic discipline has the certain opportunities for forming and developing “soft” skills which are necessary for the successful mastering of the chosen profession. In this regard it is proposed to include the work on forming soft skills in the foreign language teaching of students of non-linguistic degree courses. Based on the analysis of the concept of “soft” skills and the specifics of professional activity in the chosen areas of training “Social work”, “Psychological and pedagogical education” and “Special (defectological) education”, the author identified two groups of “soft” skills that need to be taught to students in a foreign language classes. These are the skills that contribute to personal development and significant for future professional activities and the skills that characterize relationships with other people. The article proposes a step-by-step method of work on forming of these groups of “soft” skills in the process of a foreign language teaching. The author proposes the following stages: informational and introductory, practical and control. A system of exercises has been selected, the communication situations have been simulated, and topics of project work have been presented for each stage.

    Курдубова В.В.. ДИАГНОСТИКА ЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД ВЫСШЕГО ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    Статья содержит результаты исследования образовательного процесса в высшей военной школе с позиции средового подхода. Образовательная среда военного вуза рассматривается как совокупность нескольких локальных сред - образовательных сред факультетов. В рамках статьи представлены результаты изучения двух локальных сред военного вуза: основного факультета, на котором осуществляется обучение российских курсантов и военнослужащих государств-членов Организации Договора о Коллективной Безопасности, и специального, организованного для подготовки иностранных обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья. Описаны результаты диагностики выделенных сред, в основу которой положены методики векторного моделирования и экспертизы психолого-педагогической организации образовательной среды школы В.А. Ясвина, адаптированные авторами для задачи изучения среды высшего военного учебного заведения. Целью проводимого статистического исследования было отнесение локальных сред основного и специального факультетов военного вуза к определенному типу, а также нахождение и сравнение соответствующих диагностических средовых параметров. Для осуществления типологизации использовалась методика, основанная на предположении о том, что тип среды определяется условиями и возможностями образовательной организации в отношении развития активности и самостоятельности обучающегося, диагностические параметры среды характеризуют возможности развития обучающегося. В результате проведенного исследования для каждой изучаемой образовательной локальной среды военного вуза определен тип и вычислены значения диагностических параметров, среди которых выделены условно детерминированные и вариативные параметры среды. Показано, что локальные среды основного и специального факультетов относятся к различным типам, что с позиций средового подхода позволяет сделать вывод о необходимости отдельного проектирования образовательной деятельности для этих двух факультетов. Выделены характеристические средовые параметры, невысокие значения которых показывают необходимость коррекции содержания средовых структурных компонент, в частности, путем проектирования организации образовательного процесса с использованием информационных технологий и применения инновационных способов отбора содержания образования.
    The article contains the results of the study of the educational process in the higher military school from the standpoint of the environmental approach. The educational environment of a military higher educational institution is considered as a combination of several local environments - educational environments of faculties. The article presents the results of the study of two local environments of a military university: the main faculty, which trains Russian cadets and military personnel of the member states of the Collective Security Treaty Organization, and a special faculty, organized for the training of foreign students from countries of near and far abroad. The results of diagnostics of the selected environments are described, which is based on the methods of vector modeling and examination of the psychological and pedagogical organization of the educational environment of V.A. Yasvin school, adapted by the authors for the task of studying the environment of a higher military educational institution. The purpose of the statistical study was to classify the local environments of the main and special faculties of a military university to a certain type, as well as to find and compare the corresponding diagnostic environmental parameters. To implement the typologization, a technique was used based on the assumption that the type of environment is determined by the conditions and capabilities of the educational organization in relation to the development of the student's activity and independence, the diagnostic parameters of the environment characterize the student's development capabilities. As a result of the study for each studied educational local environment of a military university the type was determined and the values of diagnostic parameters were calculated, among which conditionally determined and variable parameters of the environment were identified. It is shown that the local environments of the main and special faculties are of different types, which, from the standpoint of the environmental approach, allows us to conclude that there is a need for a separate design of educational activities for these two faculties. The characteristic environmental parameters, low values of which show the need to correct the content of environmental structural components, in particular, by designing the organization of the educational process using information technologies and using innovative methods of selecting the content of education, have been identified.

    Лыкова К.Г.. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТОХАСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ. ВЕРОЯТНОСТИ»

    Статья содержит общие положение, характеризующие методику формирования стохастического мировоззрения старшеклассников. Методика осуществляется в соответствии с разработанным мировоззренчески значимым учебным материалом, сопровождающимся поддержкой специально подобранных цифровых технологий, и в соответствии с основными этапами формирования мировоззрения при обучении математике. К основным этапам реализации целостного процесса обучения стохастике отнесены: подготовительный, проблемно-поисковый, реализующий и коррекционный. Предполагается, что методика формирования стохастического мировоззрения будет наиболее эффективна, если в процессе обучения у учащихся 10-11 классов выявлены устойчивые учебно-познавательные мотивы и мотивы к самообразованию, система прочных предметных знаний по стохастике, владение вероятностно-статистическими методами; наблюдается смена видов деятельности: репродуктивной на познавательно-исследовательскую, продуктивной на проблемно-творческую. В статье утверждается, что методика формирования стохастического мировоззрения старшеклассников, включающая поддержку и сопровождение цифровыми образовательными технологиями, положительным образом влияет на мотивацию и познавательный интерес к обучению, изменение отношения к стохастике, расширение научного кругозора. За счет последовательной работы с установленными этапами формирования стохастического мировоззрения при обучении математике достигается реализация целостности мотивационных, ценностных и когнитивных конструктов. В статье данный процесс будет рассмотрен на примере изучения раздела «Случайные события. Вероятности». На первом (подготовительном) этапе вводятся основные понятия раздела, развиваются умения их понимания и применения в учебной деятельности. На втором (проблемно-поисковом) этапе рассматриваются теоремы, формулы раздела, формируется инструментарий для решения задач, совершенствуется понимание методики действий со стохастическими ситуациями. На третьем (реализующем) этапе организуется целенаправленная познавательно-исследовательская и проблемно-творческая деятельность старшеклассников, включающая отработку и закрепление знаний, умений и навыков работы со стохастическими ситуациями. На четвертом (коррекционном) этапе организуется рефлексивная деятельность учащихся, учителем определяется степень выраженности мировоззренческих качеств и ориентиров старшеклассников.
    The article contains general provisions, characterizing the methodology of forming stochastic worldview of high school students. The methodology is carried out in accordance with the developed worldview significant educational material, accompanied by the support of specially selected digital technology, and in accordance with the main stages of the formation of worldview while teaching mathematics. The main stages of the implementation of the holistic process of learning stochasticity are: preparatory, problem-research, implementation and correctional. It is supposed that the methodology of forming stochastic outlook will be most effective if during the learning process students of 10-11 grades have sustainable learning and cognitive motives and motives for self-education, the system of solid subject knowledge of stochastics, the mastery of probabilistic-statistical methods; the change of activities is observed: reproductive to learning and research activity, productive to problem-creative activity. The article argues that the methodology of forming stochastic worldview of high school students, including the support and accompaniment of digital educational technologies, has a positive impact on motivation and cognitive interest to learning, changing attitudes towards stochastics, expanding scientific horizons. Through consistent work with the established stages of the formation of stochastic worldview in teaching mathematics, the realization of the integrity of motivational, value and cognitive constructs is achieved. In this article this process will be considered by studying the section “Random events. Probabilities”. At the first (preparatory) stage the basic concepts of the section are introduced, the skills of their understanding and application in learning activities are developed. At the second (problem-searching) stage the theorems and formulas of the section are examined, tools for problem solving are formed, the understanding of methods of action with stochastic situations is improved. At the third (realization) stage purposeful cognitive-research and problem-creative activity of senior pupils is organized, including development and consolidation of knowledge, abilities and skills of work with stochastic situations. At the fourth (correctional) stage reflexive activity of students is organized, the teacher determines the degree of expression of outlook qualities and reference points of high school students.

    Кисарин А.С.. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

    На данном этапе общественного развития к интеллектуальным способностям обучающихся вуза предъявляются новые требования. Индивидуально направленные формы обучения и развитие диалогической составляющей учебного процесса оказывают значительное влияние на совершенствование интеллектуального потенциала обучающихся. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, а это значит, что актуальной является проблема подготовки обучающихся к творческому взаимодействию с окружающей действительностью. Индивидуально-творческий подход дает возможность запустить механизм общего и профессионального саморазвития. В данной работе ставится задача рассмотреть пути реализации интеллектуального потенциала обучающихся вузов. Представлены различные формы сотрудничества преподавателя и обучающихся, где активно совершенствуется самоконтроль, определяется свод правил поведения. В статье также рассматриваются особенности обучения диалогической речи, необходимость творчества педагога, способность к абстрактному мышлению. Представлена особая роль интеллектуальной культуры личности в процессе становления современного специалиста. Автор предлагает сконцентрировать внимание на заданиях творческого характера, подчеркивая первостепенную роль творчества в развитии интеллектуального потенциала обучающихся. В теории учебного процесса можно выделить такие педагогические феномены, как самовыражение обучающихся, способность мыслить самостоятельно, вести диалогическую речь, оперировать гипотезами. Утверждается возможность построения эффективной системы мониторинга интеллектуального развития студентов высших учебных заведений. Это позволит одновременно прояснить и другие компоненты интеллектуального развития: способность логически правильно строить высказывания, осуществлять теоретические рассуждения, использовать накопленные знания при обсуждении нравственных, политических и социальных вопросов.
    At this stage of social development, new requirements are imposed on the intellectual development of university students. An individually developed form of teaching and the development of the dialogical component of the educational process has a strong influence on the improvement of intellectual students. Modern society needs a graduate who thinks independently. An individually creative approach makes it possible to launch the mechanism of general self-development. In this work, the task is to consider ways of implementing intellectual students in universities. Various forms of cooperation between a teacher and students are presented, where self-control and a set of rules of behavior are actively improved. The article also includes the features of teaching dialogical speech, the need for the teacher's creativity, the ability to abstract thinking. The special role of personality culture in the process of becoming a modern specialist is presented. The author proposes to focus on tasks of a creative nature, emphasizing the primary role in the development of intellectual students. In the theory of the educational process, one can single out such pedagogical phenomena as self-expression of students, the ability to think independently, conduct dialogical speech, and operate with hypotheses. The possibility of constructing a monitoring system for the intellectual development of students of higher educational institutions is approved. This will make it possible to simultaneously clarify other components of intellectual development.

    Меренкова В.С., Карпачева И.А., Дворяткина С.Н.. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО И ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В ТРИАДЕ «ПЕДАГОГ - КОМПЬЮТЕР - ОБУЧАЮЩИЙСЯ»

    Формирование цифровой реальности вызывает существенное изменение методологии учебного процесса, поэтому предметом контент-анализа настоящего исследования стало современное состояние, проблемные вопросы и перспективные области цифровой трансформации образования. Всесторонний анализ и пересмотр базовых принципов, научно-методологических ориентиров к совершенствованию информационно-образовательного пространства в контексте проектирования и разработки гибридных интеллектуальных обучающих систем на основе методов искусственного интеллекта и с учетом индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса представляет актуальную задачу. В статье сформулирована и обоснована система базовых и специальных принципов проектирования и разработки интеллектуальной среды обучения, рассматриваемая в контексте единства и взаимного влияния трех составляющих структуры информационно-образовательного пространства: совокупности цифровых образовательных платформ и технологий; инфраструктуры цифрового взаимодействия в контексте интерактивной триады «педагог - компьютер - обучающийся» образовательного процесса; цифрового информационного и образовательного контента. Впервые сформулированы авторские принципы проектирования интеллектуальных обучающих систем: гибридности; фаззификации информационного потока; интеллектности управления; призматичности; когерентности; согласованности технологий и инструментальных сред; проверяемости и воспроизводимости; гибкости и адаптивности организационной структуры; резонансно-волнового эффекта; экспертности системы в режиме сопровождения исследовательской деятельности; мотивационно-синергетического эффекта. Проведенное исследование интегрирует полученные ранее результаты ученых из различных областей знания: цифровой дидактики и теории и методики обучения, психологии виртуальной среды, информатизации и технических наук, на основании которых раскрываются новаторские аспекты, связанные с возможностью создания интеллектуальных сред предметного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, интеллектного сопровождения учебной и исследовательской деятельности школьников.
    The formation of digital reality causes a significant change in the methodology of the educational process, so the subject of the content analysis of this study was the current state, problematic issues and promising areas of digital transformation of education. A comprehensive analysis and revision of the basic principles and guidelines, scientific and methodological approaches to improving the information and educational space in the context of designing and developing hybrid intelligent learning systems based on artificial intelligence methods and taking into account the individual typological characteristics of the subjects of the educational process is an urgent task. The article formulates and substantiates a system of basic and special principles of designing and developing an intellectual learning environment, considered in the context of the unity and mutual influence of the three components of the structure of the information and educational space: a set of digital educational platforms and technologies; digital interaction infrastructure in the context of the interactive triad “teacher-computer-student” of the educational process; digital information and educational content. For the first time, the author's principles of designing intelligent learning systems are formulated: hybridity; fuzzification of the information flow; intelligibility of management; prismaticity; coherence; consistency of technologies and tool environments; flexibility and adaptability of the organizational structure; resonance-wave effect; expert system in the mode of supporting research activities; motivational-synergetic effect. The conducted research integrates the previously obtained results of scientists from various fields of knowledge - digital didactics and theory and methods of teaching, psychology of the virtual environment, informatization and technical sciences, on the basis of which innovative aspects related to the possibility of creating intellectual environments of subject learning, taking into account the individual characteristics of students, intellectual support of educational and research activities of schoolchildren are revealed.

    Бобровникова Н.С.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

    В статье автор раскрывает понятие психологически безопасной среды как важного условия профилактики буллинга в подростковой среде. Представляет анализ отечественных и зарубежных исследований психологически безопасной среды. Описывает феномен «буллинг», первые публикации, «буллинг-структуру», основные формы проявления. Подчеркиваются основные отличительные особенности феномена буллинга (систематичность, длительность, неравномерность распределения сил, преднамеренность, целенаправленность). Автор представляет результаты психолого-педагогического эксперимента на базах школы и колледжа Тульской области, проведенного с целью выявления личностных характеристик современных подростков, и на их основе разработки программы формирования психологически безопасной образовательной среды как условия профилактики буллинга. В ходе психолого-педагогического эксперимента было выявлено значительное число респондентов с высоким уровнем агрессивности (24 %), высоким уровнем тревожности (40 %), низким уровнем обучаемости (12 %), низкой самооценкой (21 %), что позволило автору утверждать об угрозе формирования буллинг-структур в исследуемых образовательных организациях, а также о значительном снижении психологической безопасность обучающихся. Также в статье представлены основы психолого-педагогической программы формирования психологически безопасной образовательной среды и профилактики буллинга в современной подростковой среде, составленной на основе эмпирических данных констатирующего эксперимента. Кроме того, автор дает анализ контрольного этапа эксперимента, проведенного после реализации профилактической программы с целью выявления ее эффективности. Из анализа контрольного эксперимента видно, что у респондентов снизился уровень тревожности, агрессивности, повысился познавательный интерес, уменьшилось количество «отверженных» подростков. В заключении статьи автор подчеркивает, что важным условием формирования психологически безопасной образовательной среды и профилактики подросткового буллинга являются личностные характеристики обучающихся.
    In the article, the author reveals the concept of a psychologically safe environment as an important condition for the prevention of bullying among adolescents; provides an analysis of domestic and foreign studies of a psychologically safe environment; describes the phenomenon of “bullying”, the first publications, “bullying structure”, the main forms of manifestation. The main distinctive features of the bullying phenomenon (systematicity, duration, uneven distribution of forces, intentionality, purposefulness) are emphasized. The author presents the results of a psychological and pedagogical experiment on the basis of schools and colleges in the Tula region, conducted in order to identify personal characteristics of modern adolescents and, on their basis, develop a program for the formation of a psychologically safe educational environment as a condition for the prevention of bullying. During the psychological and pedagogical experiment, a significant number of respondents were identified with a high level of aggressiveness (24 %), a high level of anxiety (40 %), a low level of learning (12 %), low self-esteem (21 %), which allowed the author to assert about the threat of the formation of bullying structures in the educational institutions studied, as well as a significant decrease in the psychological safety of students. The article also presents the fundamentals of a psychological and pedagogical program for the formation of a psychologically safe educational environment and the prevention of bullying in the modern teenage environment, based on empirical data from the ascertaining experiment. In addition, the author presents an analysis of the control stage of the experiment carried out after the implementation of the preventive program in order to analyze its effectiveness. The analysis of the control experiment shows that the respondents' levels of anxiety and aggressiveness decreased, their cognitive interest increased, and the number of “outcast” adolescents decreased. In the conclusion of the article, the author emphasizes that the personal characteristics of students are an important condition for the formation of a psychologically safe educational environment and the prevention of teenage bullying.

    Филатова И.Ю., Фаустова И.В., Комлик Л.Ю.. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

    Статья посвящена проблеме влияния гендерной идентичности на профессиональное самоопределение современных юношей и девушек. Проблема является актуальной в связи с изменениями гендерных стереотипов маскулинности-феминности. В работе представлены результаты экспериментального исследования, направленного на выявление влияния гендерной идентичности на профессиональное самоопределение юношей и девушек. В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики: «Опросник для выявления мотивов профессионального выбора», «Анкета мотивов выбора профессии», «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов), опросник на определение степени гендерной идентичности (С. Бэм), опросник «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд). Результаты показали, что в выборке как девушек, так и юношей преобладает сформированная профессиональная идентичность. Такие молодые люди ориентированы на совершение осознанного выбора дальнейшего профессионального пути или уже такой выбор осуществили. Также на основании полученных результатов был сделан вывод, что в основном для девушек и юношей характерна полотипизированная Я-концепция, их ответы совпадают с феминными и маскулинным характеристикам личности соответственно. В ходе эксперимента была установлена значимая корреляция между гендерной идентичностью и мотивами профессионального выбора, а также статусом профессиональной идентичности. Таким образом, по результатам проведенного экспериментального исследования был сделан вывод, что гендерная идентичность влияет на профессиональное самоопределение современных юношей и девушек
    The article is devoted to the problem of the influence of gender identity on the professional self-determination of modern boys and girls. The problem is relevant in connection with changes in gender stereotypes of masculinity - femininity. The paper presents the results of an experimental study aimed at identifying the influence of gender identity on the professional self-determination of boys and girls. The following psychodiagnostic methods were used in the study: “A questionnaire to identify the motives of professional choice”, “Questionnaire of motives for choosing a profession”, “Methodology for studying professional identity statuses” (A.A. Azbel, A.G. Gretsov), a questionnaire to determine the degree of gender identity (S. Bem), a questionnaire “Who am I?” (M. Kuhn, T. McPartland). The results showed that both in the sample of girls and in the sample of boys, the formed professional identity prevails. Such young people are focused on making a conscious choice of further professional path or have already made such a choice. Also, based on the results obtained, it was concluded that mostly girls and boys are characterized by a gender typed Self-concept, their answers coincide with the feminine and masculine characteristics of the personality, respectively. During the experiment, a significant correlation was established between gender identity and the motives of professional choice, as well as the status of professional identity. Thus, according to the results of the experimental study, it was concluded that gender identity affects the professional self-determination of modern boys and girls.

    Мальцева В.А., Голубчик Т.В., Климова М.В.. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

    В период активной глобализации и техногенного развития актуальной проблемой современного образования и воспитания является формирование функциональной грамотности обучающихся как индикатора нового социально-культурного развития общества, его визуально-цифровой трансформации. Функциональная грамотность современного школьника должна сводиться в первую очередь к умению быстро адаптироваться в динамично меняющемся мире, креативно мыслить, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Социальные процессы последних лет, связанные с мировой пандемией, повлекли большие изменения в школьном образовании. Школа оказалась перед вызовом - ускоренным переходом на дистанционное обучение, вызвавшим неоднозначную оценку у педагогов, обучающихся и их родителей. Предметом настоящего исследования стало изучение отношения школьников к цифровому образованию и выявление причин снижения читательской культуры с целью определения новых аспектов формирования функциональной грамотности обучающихся. Позитивными моментами цифрового обучения учащиеся считают его удобство, доступность, возможность выбрать что-то альтернативное. Из негативных сторон цифрового обучения в ментальном сознании школьников доминирует в первую очередь отсутствие живого общения с друзьями, одноклассниками, педагогами, что свидетельствует об актуальности проблемы социальной адаптации школьников, их коммуникативного развития, формирования нового вида коммуникативной грамотности, ее иного характера - компьютерно-опосредованного. Другой немаловажной проблемой, связанной с цифровизацией образования, является здоровьесберегающий фактор. В этой связи следует пересмотреть пути формирования грамотности учащихся в вопросах сохранения здоровья с учетом неизбежных реалий жизни, связанных с цифровизацией. Снижение читательской культуры учащихся во многом обусловлено их непониманием классической литературы, ее отвлеченностью от современного мира. Здесь только использование нестандартных, креативных подходов к обучению позволит активизировать читательский интерес школьников. Таким образом, появление цифровых технологий и социально-психологическое изменение самого человека требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность», тщательного решения проблем, связанных с разными аспектами ее формирования.
    In the period of active globalization and technogenic development, the urgent problem of modern education and upbringing is the formation of functional literacy of students as an indicator of the new socio-cultural development of society, its visual-digital transformation. The functional literacy of a modern schoolchild should be brought, first of all, to the ability to quickly adapt in a dynamically changing world, think creatively, master new social roles and functions, and be competitive. The social processes of recent years associated with the global pandemic have brought about great changes in school education. The school faced a challenge - an accelerated transition to distance learning, which caused controversy among teachers, students and their parents. The subject of this work was to study the attitude of schoolchildren to digital education and identify the reasons for the decline in reading culture in order to determine new aspects of the formation of students' functional literacy. Students consider the positive aspects of digital learning to be its convenience, accessibility, and the ability to choose something alternative. Of the negative aspects of digital learning, the mental consciousness of schoolchildren is dominated primarily by the lack of live communication with friends, classmates, teachers, which indicates the urgency of the problem of social adaptation of schoolchildren, their communicative development, the formation of a new type of communicative literacy, its other nature - computer-mediated. Another important problem associated with the digitalization of education is the health-preserving factor. In this regard, it is necessary to reconsider the ways of forming students' literacy in matters of preserving health, taking into account the inevitable realities of life associated with digitalization. The decline in the reading culture of students is largely due to their lack of understanding of classical literature, its abstraction from the modern world. Here, only the use of non-standard, creative approaches to teaching will make it possible to activate the readers' interest of schoolchildren. Thus, the emergence of digital technologies and the socio-psychological change of the person himself requires the expansion and rethinking of the concept of “functional literacy”, a careful solution of problems associated with various aspects of its formation.
Наверх