Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №4 (4) (2010)
УДК 159.922.72
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья представляет результаты эмпирического исследования взаимосвязи факторов семейной среды с уровнем интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты сравнительного анализа факторов воспитательного воздействия отцов и матерей в современных российских семьях. Выделены категории воспитательного воздействия матерей и отцов как предикторы уровня интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова
семейная среда; факторы воспитательного воздействия; категории воспитательного воздействия; интеллект; креативность
The results of empirical study of interrelationships between different factors of family environment and child's intelligence and creativity scores are presented in this paper. The results of comparative analysis of father's and mother's factors of educational influence in modern Russian families are presented. The categories of educational influence of mothers and fathers as predictors of intelligence and creativity of children in preschool age are allocated.
Key words:
family environment; factors of educational influence; categories of educational influence; intelligence; creativity
Список литературы
-
Андреева Т.В. (2004) Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь.
-
Антонов А.И., Медков В.М. (1996) Социология семьи. М.: Изд-во МГУ.
-
Бандура А., Уолтерс Р. (2000) Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс.
-
Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. (2007) Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 4. № 3. С. 121-127.
-
Боулби Дж. (2004) Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект.
-
Быкова М.В. (2003) Проблема родительского отношения в проекции различных теоретических подходов // Родители и дети. М.: «Когито-Центр». С. 66-82.
-
Варга А.Я. (2009) Системная семейная психотерапия. М.: Когито-центр.
-
Варга А.Я. (1985) Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ: Психология. № 4. С. 24-26.
-
Дружинин В.Н. (1996) Психология семьи. М.: КСП.
-
Захаров А.И. (2000) Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Лси Издат.
-
Карабанова О.А. (2004) Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. М.: Гардарики.
-
Крайг Г. (2002) Психология развития. М. - СПб.: Питер.
-
Лужецкая И.А., Павлова О.Н. (2003) Особенности материнского отношения к ребенку до и после его поступления в школу // Родители и дети. М.: «Когито-Центр». С. 119-126.
-
Петровский А.В. (1981) Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. № 1. С. 57-66.
-
Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. (2002) Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных Шкал: Раздел 2: Цветные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные версии Теста). М.: «Когито-Центр».
-
Реан А.А., Коломинский Я.Л. (1999) Социальная педагогическая психология. СПб.
-
Савина Е.А. (2003) Эмоциональный компонент родительского отношения // Родители и дети. М.: «Когито-Центр». С. 8-20.
-
Смирнова Е.О., Быкова М.В. (2002) Опыт исследования детско-родительских отношений // Психология семьи: Сборник статей. М.: ООО «Вопросы психологии». С. 113-123.
-
Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. (1989) Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М. С. 16-37.
-
Тихомирова Т.Н. (2002) Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Изд-во ИП РАН.
-
Тихомирова Т.Н. (2009) Средовая программа исследований детерминации способностей // Психологические исследования / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. Вып. 4. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». С. 208-219.
-
Туник Е.Е. (2003) Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь.
-
Ушаков Д.В. (2007) Социальные влияния и его детерминанты // Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 1 № 1-2. С. 5-13.
-
Фельдштейн Д.И. (1978) Психология воспитания подростков. М.: Просвещение.
-
Фрейд А. (1991) Введение в детский психоанализ. М.
-
Фромм Э. (1992) Душа человека. М.
-
Эйдемиллер Э.Г. (1996) Методы семейной диагностики и психотерапии. М.
-
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. (2001) Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер.
-
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. (1990) Семейная психотерапия. Л.
-
Эриксон Э. (2000) Детство и общество. СПб.: Речь.
-
Ainsworth M.D. (1967) Infancy in Uganda: Infant care and the growth of love. Baltimore Johns Hopkins University Press.