Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №4 (4) (2010)
УДК 159.938
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ ПРИ ЗПР У ДЕТЕЙ
В статье обобщены результаты исследования особенностей нарушения уровня актуального развития когнитивной сферы у детей 5-7 лет с ЗПР и ОНР II-III уровня речевого развития, при разной выраженности резидуально-органического поражения ЦНС. Раскрываются возможности повышения точности диагностики и эффективности коррекции нарушений психофизиологических механизмов регуляции головного мозга с использованием метода транскраниальных микрополяризаций (ТКМП), направленных на оптимизацию уровня активного бодрствования, процессов следообразования и памяти, повышение эффективности вербальной коррекционно-развивающей терапии у этого контингента детей.
Ключевые слова
системно-интегративный психофизиологический подход; повышение точности диагностики; коррекция нарушений когнитивных функций; метод транскраниальных микрополяризаций
In clause(article) results of researches of features of infringement of a level of actual development at children of 5-7 years with mentally retard and II-III a level of speech development are generalized, at different expressiveness of residual-organic defeat CNS. Opportunities of increase of accuracy of diagnostics and efficiency of correction of infringements phsychophysiological mechanisms of infringement of a brain, with use of a method transcranial micropolarization (TCMP), directed on optimization of and increase of efficiency of verbal correction-developing therapy at this contingent of children are opened.
Key words:
sistem-integrativity phsychophysiological the approach; increase of accuracy of diagnostics; correction of infringements cognitive functions; a method transcranial micropolarization (TCMP)
Список литературы
-
Батуев А.С. (1981) Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука. 255 с.
-
Безруких М.М., Мачинская Р.И., Сугробова Г.А. (1999) Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7-8 лет // Физиология человека. Т. 24. № 5. С. 14-21.
-
Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., Писарькова Е.В., Шелякин А.М., Сирбиладзе К.Т. (1993) Применение метода транскраниальной микрополяризации для снижения выраженности гиперкинезов у детей больных с ДЦП // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Т. 93. № 5. С. 43-45.
-
Вартанян Г.А., Гальдинов Г.В., Акимова И.М. (1981) Организация и модуляция процессов памяти. Л. 208 с.
-
Власова Т.А., Певзнер М.С. (1973) О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение.
-
Домишкевич С.А. (2002) Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании: Монография. Часть 1: Функционально-уровневый подход в психолого-педагогической диагностике. Иркутск: Изд-во ИГПУ. 41 с.
-
Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. (2010) Особенности нарушений в развитии у детей с ЗПР. Вопросы диагностики. СПб: Детство-Пресс.
-
Илюхина В.А. (1986) Формирование субкомплексов физиологических показателей, отражающих динамику сверхмедленных процессов в ЦНС и других системах организма // Сверхмедленные физиологические процессы и межсистемные взаимодействия в организме. Л.: Наука. С.83-93.
-
Илюхина В.А. (1995) Предпосылки и перспективы исследования физиологических аспектов проблемы энергодефицита при астенических состояниях здорового и больного человека (обзор по данным литературы и этапным итогам собственных исследований) // Физиология человека. Т. 21. № 1. С. 150-169.
-
Илюхина В.А. (2004) Мозг человека в механизмах информационно-управляющих взаимодействий организма и среды обитания (к 20-летию Лаборатории физиологии состояний). СПб.: ИМЧ РАН. 326 с.
-
Илюхина В.А., Кривощапова М.Н., Манжосова Г.В., Батуев А.С. Психофизиологические основы различий приспособительных реакций при первом контакте и в ходе курса взаимодействия с дельфинами детей 6-7 лет // Психология образования в поликультурном пространстве. Т.1. № 1. С. 27-42.
-
Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю., Матвеев Ю.К. и др. (2004) Транскраниальные микрополяризации в комплексном лечении темповой задержки речевого и общего психомоторного развития у детей старшего дошкольного возраста // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Т. II. C. 34-41.
-
Илюхина В.А., Матвеев Ю.К., Чернышева Е.М. (2006) Транскраниальные микрополяризации в физиологии и клинике. СПб.: ИМЧ РАН. 192 с.
-
Кропотов Д.Ю., Чутко Л.С., Яковенко В.А. (2002) Применение транскраниальной микрополяризации в лечении синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. № 5. С. 26-28.
-
Лебединский В.В. (2003) Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия». 144 с.
-
Лурия А.Р. (1973) Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ. 374 с.
-
Марковская И.Ф. (1993) Задержка психического развития у детей. М.
-
Матвеев Ю.К., Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю. (2002) Диагностические маркеры кислородзависимого гипоэргоза при церебрастении у детей 6-7 лет с последствиями перинатальной энцефалопатии // Нейроиммунология. СПб. С. 175-177.
-
Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. (1997) Динамика электрической активности мозга у детей 5-8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. Т. 23. № 5. С. 5-11.
-
Мачинская Р.И. (2001) Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста: Дис. …д-ра биол. наук. М. 278 с.
-
Пинчук Д.Ю. (1997) Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных микрополяризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. СПб. 36 с.
-
Пинчук Д.Ю. (2007) Транскраниальная микрополяризация головного мозга: клиника, физиология. СПб: Человек. 495 с.
-
Рагимова О.А. (2005) Социальное здоровье детей в транзитивном обществе // Вестник Петровской академии. СПб. С. 33-35.
-
Семенова О.В., Мачинская Р.И., Ахутина Т.В., Крупская Е.В. (2001) Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирование навыка письма у детей 7-8 лет // Физиология человека. Т. 27. № 4. С. 23-30.
-
Соколов А.Н., Бережная Н.Ф., Илюхина В.А. (2004) Диагностика уровня развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза: Методич. пособие. СПб.
-
Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. (2001) Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста Люшера. СПб.: ГП «Иматон». 32 с.
-
Фишман М.Н. (2001) Функциональное состояние коры и регуляторных структур ствола у детей с нарушениями речевого развития // Физиология человека. Т. 27. № 5. С. 30-34.
-
Шевченко С.Г. (2004) цит. по: Волкова И.Н. и др. Подготовка к школе детей с ЗПР. М.: Школьная пресса. 112 с.
-
Шелякин А.М. (2003) Микрополяризация мозга (эффективность, физиологический анализ): Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. СПб. 54 с.
-
Nitshe M.A. (2002) Transcranial direct current stimulation: a new treatment for depression // Bipolar. Disord. V.4. N 1. P. 98-99.
-
Nitshe M.A., Paulus W. (2000) Excitability changes induced in the human motor cortex by weak transcranial direct current stimulation // J. Physiol. V. 527. N 3. P. 633-639.
-
Pribram K.H. (1998) The far frontal cortex as executive processor: proprieties, priorities and practical inference // Downward processes in the perception representation mechanisms / Eds. Taddei-Ferretti Cl. and Musio K. Singapore, New Jersey, London, Hong Kong: World Scientific. P. 546-578.
-
Stuss D.T., Benson D.F., Kaplan E.F, Weir W.S., Naeser M.A., Lieberman I., Ferril D. (1983) The involvement of orbitofrontal cerebrum in cognitive tasks // Neuropsychologia. Vol. 21. P. 235-248.