Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №4 (4) (2010)
УДК 159.9:37.015.3
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗНАНИЕВЫХ СТРУКТУР И МЕХАНИЗМОВ ВЕРОЯТНОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме развития обучаемых посредством активизации творческой мыслительной деятельности, интеллектуальной инициативы, способности самостоятельно добывать знания, используя потенциал теории вероятностей. Ключевым моментом является формирование вероятностных структур математического знания и развитие вероятностного мышления путем трансформации основополагающих его механизмов.
Ключевые слова
математические структуры; вероятностные структуры; вероятностное мышление; механизм транспонирования; механизм аналитико-синтетической деятельности; механизм комбинирования; механизмы оценки и прогноза
The article focused on the urgent problem of development of students by enhancing the creative intellectual activity and intellectual initiative, ability to independently obtain knowledge, using the potential theory of probability. The key point is the formation of structures of probabilistic mathematical knowledge and the development of probabilistic thinking by transforming its underlying mechanisms.
Key words:
mathematical structures; probabilistic structure; probabilistic thinking; the mechanism of transposition; the mechanism of analytic-synthetic activity; the mechanism of combination; evaluation mechanisms and prognosis
Список литературы
-
Тестов В.А. (1999) Стратегия обучения математике. М.: Технологическая школа бизнеса. 304 с.
-
Холодная М.А. (1983) Интегральные структуры понятийного мышления. Томск: Изд-во ТГУ. 189 с.
-
Кузовлев В.П., Дворяткина С.Н. (2010) Модель организации учебно-воспитательного процесса в вузе на примере изучения теории вероятностей и математической статистики // Материалы Международной научной конференции «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство». Плоцк, Польша. 20-25 сент. 2010 г.Education, science and economics at universities. Integration to international education area. Plock, Poland. С. 112-121.
-
Дворяткина С.Н. (2010) Развитие вероятностного мышления как существенная компонента профессиональной компетенции специалиста // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 27: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. С. 74-82.
-
Боно Э. (2005) Латеральное мышление: Учебник творческого мышления. М.: Изд-во «Попурри». 384 с.
-
Архангельский С.И. (1980) Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа. 368 с.
-
Пуанкаре А. (2008) Математическое творчество // Психология мышления / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: АСТ: Астрель. (Хрестоматия по психологии). С. 619-627 с.
-
Тестов В.А. (1999) Стратегия обучения математике. М.: Технологическая школа бизнеса. 304 с.
-
Афанасьев В.В. (2010) Десять вариаций одной вероятностной задачи // Материалы Международной научной конференции «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство». Плоцк, Польша. 20-25 сент. 2010 г. Education, science and economics at universities. Integration to international education area. Plock, Poland. 725 с.