Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (58) (2022)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2022-58-2-44-51
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА
Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодняшний день количество людей с ограниченными возможностями в мире увеличивается. Многие из них могли бы занять достойное место в обществе. Препятствием для этого могут стать как интеллектуальные нарушения, так и нарушения их Я-концепции. Проблема Я-концепции изучалась многими психологами, как зарубежными, так и отечественными. Наряду с Я-концепцией здоровых детей, изучалась Я-концепция детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Изучения Я-концепции студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) практически не проводилось. Данное исследование посвящено изучению отличия Я-концепции студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата от Я-концепции условно здоровых студентов. Исследование проводилось в образовательном учреждении инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», где обучаются и условно здоровые студенты (УЗС), и студенты с ОВЗ различной нозологии. Мы предположили, что особых отличий в Я-концепции УЗС и студентов с НОДА не будет, так как студенты с ОВЗ чувствуют себя комфортно в силу того, что их в данном вузе достаточно много, а УЗС к ним относятся весьма доброжелательно. В ходе исследования авторами статьи действительно не выявлено достоверных различий в Я-концепции УЗС и студентов с НОДА, кроме их деятельного Я. Результаты исследования могут привлечь внимание преподавателей, психологов для формирования адекватной Я-концепции у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
SELF-CONCEPT FEATURES OF INCLUSIVE UNIVERSITY STUDENTS
The relevance of the article is due to the fact that today the number of people with disabilities in the world is increasing. Many of them could take a worthy place in society. An obstacle to this can be both intellectual disorders and violations of their Self-concept. The problem of the Self-concept has been studied by many psychologists, both foreign and domestic. Along with the Self-concept of healthy children, the Self-concept of children with disabilities, in particular children with musculoskeletal disorders, was studied. The study of the Self-concept of students with disorders of the musculoskeletal system was not practically carried out. This study is devoted to the study of the difference between the Self-concept of students with disorders of the musculoskeletal system and the Self-concept of conditionally healthy students. The study was conducted in an educational institution of inclusive higher education “Moscow State University of Humanities and Economics”, where conditionally healthy students (CHS) and many students with disabilities of various nosologies study. We assumed that there would be no special differences in the Self-concept of the CHS and students from the NODE, because students with HIA at this university feel comfortable due to the fact that there are many of them at the university, and the CHS treat them very kindly. In the course of the study, the authors of the article did not really reveal significant differences in the Self-concept of conditionally healthy students and students with disorders of the musculoskeletal system, except in their active Self. The results of the study can attract the attention of teachers, psychologists to form an adequate Self-concept in students with disorders of the musculoskeletal system.
Список литературы
-
Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. 336 с
-
Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. СПб.: Питер, 2004. 245 с
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Дрофа, 2006. 234 с
-
Васина В.В. Организация специальной психологической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: методическое пособие. Казань: Издательство Казанского университета, 2021. 118 с
-
Кобзева О.В. Поведенческий компонент в структуре Я-концепции студентов с нарушениями развития // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 4 (194). С. 485-489
-
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989. 254 с
-
Леонтьев Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 23-28
-
Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с
-
Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 // Психологические исследования. 2011. Том 4. № 16. https://doi.org/10.54359/ps.v4i16.863
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 705 с
-
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: ВЛАДОС, 2004. 367 с