Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (58) (2022)
УДК 159.923
DOI 10.24888/2073-8439-2022-58-2-52-59
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Статья посвящена актуальной проблеме личностной зрелости и эмоционального интеллекта студентов среднего профессионального образования. Личностная зрелость понимается как интегральная характеристика, обеспечивающая успешность адаптации и самореализации человека в социуме на основе самоосуществления и самоорганизации собственной жизни. Эмоциональный интеллект (ЭИ) рассматривается как способность к осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Цель исследования - изучить и выявить особенности личностной зрелости студентов СПО с разным уровнем эмоционального интеллекта. Гипотеза исследования: у студентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта в отличие от студентов с низкими показателями развития эмоционального интеллекта более развиты гибкость поведения, самопринятие. Исследование проводилось в Республике Хакасия и Красноярском крае. В нем приняли участие 170 студентов Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина и училища Олимпийского резерва, возраст 16-20 лет, 92 девушки и 78 юношей 1-3 курсов. Обучающиеся участвовали в исследовании на условиях добровольности. Использовались методики: Тест эмоционального интеллекта (Н. Холл), Тест-опросник личностной зрелости (Ю.З. Гильбух), Тест самоактуализации Э. Шострома (самоактуализационный тест CАТ). Выявились особенности личностной зрелости у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта. У студентов с высоким уровнем эмоционального интеллекта по сравнению со студентами с низким и средним уровнем ЭИ в большей степени развиты гибкость и спонтанность поведения. Они демонстрируют ответственное поведение, доверительное отношение к миру, предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.
FEATURES OF PERSONAL MATURITY OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION WITH DIFFERENT LEVEL OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
The article is devoted to a topical problem of personal maturity and emotional intelligence of students of secondary vocational education. Personal maturity is understood as an integral characteristic that ensures the success of adaptation and self-realization of a person in society on the basis of self-fulfillment and self-organization of one's own life. Emotional intelligence is seen as the ability to recognize and understand one's own emotions and the emotions of others. The purpose of the study: to study and identify the characteristics of the personal maturity of students of secondary vocational education with different levels of emotional intelligence. Research hypothesis: students with a high level of emotional intelligence, in contrast to students with low levels of emotional intelligence, have more developed flexibility of behavior, self-acceptance, The study was conducted in the Republic of Khakassia and the Krasnoyarsk Territory. It was attended by 170 students of the A. S. Pushkin Minusinsk Pedagogical College and the school of the Olympic reserve, aged 16-20, 92 girls and 78 boys, from 1 to 3 courses. Participants took part in the study on a voluntary basis. The following methods were used: Emotional intelligence test (N. Hall), Personal maturity test questionnaire (Yu.Z. Gilbukh), E. Shostrom's self-actualization test (CAT self-actualization test). The features of personal maturity of students with different levels of emotional intelligence were revealed. Students with a high level of emotional intelligence, compared with students with a low and medium level of EI, have a greater degree of flexibility and spontaneity of behavior. They demonstrate responsible behavior, a trusting attitude towards the world, a predisposition to mutually beneficial and pleasant contacts with other people.
Список литературы
-
Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-87
-
Наймушина Л.М. Программа развития эмоционального интеллекта обучающихся в процессе их профессиональной подготовки // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. № 5. С. 66-72. https://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-5-66-72
-
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2012. 389 с
-
Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 461 с
-
Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016. 286 с