Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (58) (2022)
УДК 373.1
DOI 10.24888/2073-8439-2022-58-2-79-88
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Исследована проблема поиска инновационных дидактических механизмов и технологий развития исследовательской компетентности школьников в условиях взаимодействия информационной, гуманитарной и математической культур. Система развития исследовательской компетентности обучаемых, глубоко и полифункционально осваивающих учебно-исследовательскую и проектную деятельность, обогащенную конструктами нового качества, характеристиками и формами становления более высокого уровня мотивированности, творческой самостоятельности, исследовательского мышления и научной коммуникации, представлена структурно-функциональной моделью. Предложенная модель развития исследовательской компетентности учащихся гуманитарных классов в процессе обучения математике создает определенную научную и практическую платформу для реализации управляемого развития научного потенциала обучаемых на основе цифровизированного диалога культур. Разработаны структурные компоненты процесса поэтапного моделирования методического сопровождения исследовательской и проектной деятельности обучаемых. Выделены методологические подходы, специфичные для проецируемой модели, сформулирована триадическая система принципов с использованием идей синергетики. Особенностью содержательного компонента проецируемой модели является включение структурно-функционального и процессуально-деятельностного модулей на основе спиралевидной схемы развертывания и моделирования базовых учебных элементов в направлении развития научного потенциала обучаемых в обучении математике. Эффективность развития исследовательской компетентности обеспечивает технологический компонент модели. Модуль предусматривает возможность интеграции методических инноваций, новых цифровых технологий и интерактивных средств обучения. Специфика данной составляющей модели состоит в том, что реализуется принцип единства образовательной и технологической логик и принцип междисциплинарности. Основными результатами реализации разработанной дидактической модели являются творческий уровень развития исследовательской компетентности школьников, характеризующий сформированность системных знаний, операций, форм и механизмов мышления, а также эффективное развитие мотивационных, интеллектуальных, поведенческих качеств обучаемого.
DIDACTIC MODEL OF THE DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF HUMANITIES CLASSES IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS BASED ON THE DIALOGUE OF CULTURES
The problem of searching for innovative didactic mechanisms and technologies for the development of research competence of schoolchildren in the conditions of interaction of information, humanitarian and mathematical cultures is investigated. The system of developing the research competence of trainees who are profoundly and polyfunctionally mastering educational, research and project activities, enriched with constructs of a new quality, characteristics and forms of becoming a higher level of motivation, creative independence, research thinking and scientific communication, is represented by a structural and functional model. The proposed model of the development of research competence of students of humanities classes in the process of teaching mathematics creates a certain scientific and practical platform for the implementation of the controlled development of the scientific potential of students on the basis of a digitalized dialogue of cultures. The structural components of the process of step-by-step modeling of methodological support of research and project activities of trainees are proposed. Methodological approaches specific to the projected model are identified, a triadic system of principles using the ideas of synergetic is formulated. A feature of the content component of the projected model is the inclusion of structural-functional and procedural-activity modules based on a spiral scheme of deployment and modeling of basic educational elements in the direction of developing the scientific potential of students in teaching mathematics. The effectiveness of the development of research competence is provided by the technological component of the model. The module provides for the possibility of integrating methodological innovations, new digital technologies and interactive learning tools. The specificity of this component of the model is that the principle of unity of educational and technological logic and the principle of interdisciplinarity are implemented. The main results of the implementation of the developed didactic model are the creative level of development of the research competence of schoolchildren, characterizing the formation of systemic knowledge, improvement of operations, forms and mechanisms of thinking, as well as effective development of personal qualities (motivational, intellectual, moral), increased learning in mathematics.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 347-354
-
Библер В.С. Логика культуры и культура логики (в соотнесении с «Наукой логики» Гегеля) // Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. С. 386-409
-
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с
-
Дворяткина С.Н. Структурная модель развития вероятностного стиля мышления студентов в процессе обучения математике на основе диалога культур // European Social Science Journal. 2012. № 6 (22). С. 83-92
-
Дворяткина С.Н., Меренкова В.С., Смирнов Е.И. Диагностика готовности учащихся старших классов к исследовательской деятельности по математике как этап проектирования гибридной интеллектуальной обучающей среды // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 192-210. https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.13
-
Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М.: Изд-во РУДН, 2003. 268 с
-
Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 543 с
-
Милованов В.П. Синергетика и самоорганизация: Экономика. Биофизика. М.: КомКнига, 2005. 168 с
-
Павлова Н.Д. Диалог и его интенциональная организация // Слово в действии: интент-анализ политического дискурса. М.: Изд-во Алетейя, 2000. С. 147-263
-
Смирнов Е.И., Тихомиров С.А., Дворяткина С.Н. Технология самоорганизации математической деятельности на основе интеллектного управления // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 77-86. https://doi.org/10.32744/pse.2020.3.6
-
Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления: художественная публицистика. М.: Прогресс, 1985. С. 195-227
-
Alekseeva T.I., Sergeeva L.A. Phenomenon of Cultural Dialogue in Development of Mathematical Culture of Students // ARPHA Proceedings 3: VI International Forum on Teacher Education. 2020. Pp. 59-71. https://doi.org/10.3897/ap.2.e0059
-
Bakhov I. Dialogue of Cultures in Multicultural Education // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 291 (1). Pp.106-109. https://doi.org/10.5829/idosi.wasj.2014.29.01.13775