Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (58) (2022)
УДК 37.015.324.2
DOI 10.24888/2073-8439-2022-58-2-105-112
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТЦА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие ребенка является одной из приоритетных задач семьи. В России, как в поликультурном пространстве, наблюдается тенденция к увеличению количества межэтнических браков. Наличие семей с детьми различных национальностей, поддерживающих определенные культурные традиции, отражается на построении воспитательно-образовательной деятельности с семьями в рамках образовательного процесса. Ведущая и никем не заменимая роль в воспитании всесторонне развитой личности отведена отцу. Проблема состоит в том, что исследований, анализирующих воспитательную деятельность отцов других национальностей, кроме русской, нет. В данной статье приводятся результаты анализа социального развития детей младшего школьного возраста у отцов разных национальностей. В исследовании приняли участие 238 детей младшего школьного возраста (7-12 лет) и их отцы следующих национальностей: русская, украинская, татарская, армянская, азербайджанская. Было установлено, что младшие школьники русской и украинской национальности имеют низкий уровень развития как субъекта общения и субъекта самосознания; татарской национальности - низкий уровень развития как субъектов общения и деятельности; армянской и азербайджанской национальности - низкий уровень развития как субъектов деятельности и самосознания. Определены различия в воспитательной деятельности отцов разной национальности. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки психолого-педагогических рекомендаций работы с семьей и ребенком в условиях образовательного учреждения.
EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE FATHER AS A FACTOR OF SOCIAL DEVELOPMENT OF A PRIMARY SCHOOL AGE CHILD
The development of the child is one of the priorities of the family. In Russia, as a multicultural space, there is a tendency to increase the number of interethnic marriages. The presence of families with children of various nationalities who support certain cultural traditions is reflected in the construction of educational activities with families within the educational process. The leading and irreplaceable role in the upbringing of a well-rounded personality is assigned to the father. The problem is that there are no studies analyzing the educational activities of fathers of other nationalities except Russian. This article presents the results of the analysis of the social development of primary school children of fathers of different nationalities. 238 primary school children (7-12 years old) and their fathers of the following nationalities - Russian, Ukrainian, Tatar, Armenian, Azerbaijani have been involved in the study. It has been found that the primary school children of Russian and Ukrainian nationalities have a low level of development as subjects of communication and self-consciousness; Tatar nationality - a low level of development as subjects of communication and activity; Armenian and Azerbaijani nationalities - a low level of development as subjects of activity and self-consciousness. The differences in the educational activities of fathers of different nationalities have been determined. The results obtained in the study can be used to develop psychological and pedagogical recommendations for interacting with a family and a child in an educational institution.
Список литературы
-
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 448 с
-
Баранова Е.В. Значение отца для развития ребенка // Журнал практического психолога. 2014. № 3. С. 58-63
-
Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф, 2010. 327 с
-
Гурко Т.А. Феномен современного отцовства // Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы. Материалы III Международной конференции по гендерным исследованиям, октябрь 1997. Отв. ред. И.М. Семашко, А.Н. Седловская. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. С. 216-222
-
Ефимова А.А., Токарева Ю.А. Кросс-культурное исследование воспитательной деятельности отца как системного психолого-педагогического явления // European Social Science Journal. 2016. № 8. С. 239-246
-
Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с
-
Кон И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. 2003. № 4. С. 17-20
-
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006. 432 с
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2022. 460 с
-
Овчарова Р.В. Отцовство как психологический феномен // Вестник института семьи. 2010. № 5. С. 25-30
-
Светлакова В.П. Роль отца в современной российской семье // Семейная психология и семейная терапия. 2013. № 1. С. 31-41
-
Социальная психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. 224 с
-
Токарева Ю.А., Носкова М.В., Свеженцева Е.А. Феномен современного отцовства. Екатеринбург: Уральская государственная медицинская академия, 2014. 263 с
-
Шнейдер Л.Б. Семейное воспитание и воспитательный потенциал родительства // Известия Российской Академии образования. 2015. № 2. С. 65-72
-
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2015. 672 с