Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (58) (2022)
УДК 372.881.111.1
DOI 10.24888/2073-8439-2022-58-2-113-123
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОГАДКИ КАК УМЕНИЯ В ЧТЕНИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Статья посвящена проблеме развития умения догадки в чтении на иностранном языке. По мнению автора, процесс овладения чтением на иностранном языке состоит из ряда механизмов и умений, в состав которых входит догадка о значении неизвестных слов. Автор определяет догадку как способность раскрывать значение неизвестного слова в опоре на имеющиеся у читающего языковые знания и опыт. Однако обладание знаниями в области языка не всегда гарантируют читающему успешность догадки, поскольку этот процесс напрямую соотносится со степенью развитости мышления обучаемого, с его умением осуществлять множество мыслительных действий и операций. В связи с этим автор считает, что при обучении чтению на иностранном языке необходима особая технология развития догадки, предполагающая целенаправленное формирование данного умения с помощью специальных заданий, базирующихся на психофизиологических особенностях процесса чтения и основных мыслительных операциях, участвующих в раскрытии значений новых слов. Анализ научных и научно-практических работ по развитию догадки позволил автору определить несколько наиболее часто повторяющихся мыслительных действий и операций, входящих в состав догадки, и объединить их в следующие группы: действия и операции по «поиску-выбору»; действия и операции по «сличению-дифференциации»; действия и операции по «группировке-классификации»; действия и операции по «абстрагированию-конкретизации»; действия и операции по «обобщению-систематизации». На основе данных групп действий и операций, по мнению автора, следует строить задания на развитие догадки, поскольку развитость указанных выше действий и операций будет способствовать совершенствованию умения догадки в целом. Далее в статье автор приводит примеры заданий на материале английского языка, относящихся к указанным ранее группам, дает анализ этих заданий и обосновывает необходимость их использования для формирования и развития догадки как умения.
EXERCISES ON FORMING GUESSING IN READING IN A FOREIGN LANGUAGE (ON THE BASIS OF THE ENGLISH LANGUAGE MATERIAL)
The article is devoted to the problem of developing the ability to guess in reading in a foreign language. According to the author, the process of mastering reading in a foreign language consists of a number of mechanisms and skills, which include guessing about the meaning of unknown words. The author defines guessing as the ability to reveal the meaning of an unknown word based on the reader's linguistic knowledge and experience. However, the knowledge in the field of the language does not always guarantee the success of the reader's guessing, since this process is directly correlated with the degree of development of the student's thinking, with their ability to carry out many mental actions and operations. In this regard, the author believes that when learning to read in a foreign language, a special technology for the development of guessing is needed, which involves the purposeful development of this skill with the help of special exercises based on the psychophysiological features of the reading process and the main mental operations involved in revealing the meanings of unknown words. The analysis of scientific and scientific-practical works on guessing allowed the author to identify several of the most frequently repeated mental actions and operations that make up guessing and combine them into the following groups: actions and operations on “search-choice”; actions and operations on “comparison-differentiation”; actions and operations on “grouping-classification”; actions and operations on “abstraction-concretization”; actions and operations on “generalization-systematization”. On the basis of these groups of actions and operations, according to the author, one should build exercises for the development of guessing, since the development of the above actions and operations will contribute to the development of the ability to guess in general. Further in the article, the author gives examples of exercises on the material of the English language related to the previously indicated groups, gives the analysis of these exercises and justifies the need for their use for the formation and development of guessing as a skill.
Список литературы
-
Белова Г.Н. Психолого-педагогические условия формирования интеллектуальных умений у младших школьников (на материале иностранного языка): дис. … канд. пед. наук. Калининград, 1998. 153 с
-
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 444 с
-
Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 151 с
-
Федосеева О.И. Развитие гибкости мыслительных действий у младших школьников в условиях личностно ориентированного обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004. 22 с
-
Collier J. Incident on a Lake // Учебное пособие по домашнему чтению для студентов английского отделения факультета иностранных языков. Липецк: ЛГПИ, 2001. C. 21-35
-
Henry O. The Last Leaf // Учебное пособие по домашнему чтению для студентов английского отделения факультета иностранных языков. Липецк: ЛГПИ, 2001. C. 47-54
-
Maugham W.S. In A Strange Land // Учебное пособие по домашнему чтению для студентов английского отделения факультета иностранных языков. Липецк: ЛГПИ, 2001. C. 3-7
-
Maugham W.S. The Three Fat Women of Antibes // Учебное пособие по домашнему чтению для студентов английского отделения факультета иностранных языков. Липецк: ЛГПИ, 2001. С. 53-68
-
Henry O. The Last Leaf. URL: https://americanenglish.state.gov/resources/gift-magi-and-other-stories#child-433 (дата обращения: 30.04.2022)
-
Real estate dealer arrested for forgery // The Hindu. November 9, 2021. URL: https://www.thehindu.com/news/cities/hyderabad/real-estate-dealer-arrested-for-forgery/article37404516.ece (дата обращения: 30.04.2022)