Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (58) (2022)
УДК 378.4
DOI 10.24888/2073-8439-2022-58-2-124-132
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ МЕДИАТОРОВ
Статья посвящена новому глобализационному подходу к обучению будущих медиаторов. Актуальность исследования определяется процессом глобализации культуры, который вносит коррективы в обучение: цифровизацию, полилингвальность, поликультурность, единые стандарты обучения. Задачи исследования: 1) изучить процесс глобализации и глобализации культуры и их влияние на обучение иностранным языкам с позиций отечественных и зарубежных исследователей; 2) изучить документы Совета Европы, затрагивающие проблематику обучения иностранным языкам; 3) определить принципы обучения с точки зрения глобализационного подхода; 4) описать виды информационной лингвистической безопасности. К методологии исследования относятся изучение и анализ научной литературы: статей, книг, диссертаций, профессиональных вебсайтов. Медиаторы рассматриваются автором как посредники, переводчики между представителями разных лингвокультур, умеющие разрешить конфликт. Будущие медиаторы должны владеть поликультурной концептуальной картиной мира для выполнения профессиональных функций. Автор вычленяет основные черты глобализации: безграничность и универсальность, наличие Интернета, появление глобальных мировых структур и введение единых стандартов. Исходя из основных черт глобализации, выводятся характеристики глобализационного подхода: поликультурная компетентность, содержащая в себе восемь компетентностей; цифровые технологии; принципы обучения, соответствующие глобализационному подходу, и лингвистическая безопасность. К видам лингвистической безопасности относим информационную лингвистическую безопасность речевой коммуникации, государственно-политические аспекты информационной лингвистической безопасности, социальные аспекты информационной лингвистической безопасности и индивидуально-психологические аспекты информационной лингвистической безопасности (лингвосоциокультурная информационная лингвистическая безопасность). Глобализация и глобализация культуры оказывают влияние на процесс обучения. Глобализационный подход к обучению будущих медиаторов является необходимостью на данном этапе. Информационная лингвистическая безопасность рассматривается как компонент содержания обучения будущих медиаторов. Данное исследование может быть использовано в поликультурной педагогике и поликультурной психологии. Идеи, описанные в статье, могут быть востребованы учителями и преподавателями иностранных языков, поликультурной коммуникации, культурологии и профессиональной психологии.
GLOBAL APPROACH TO TEACHING FUTURE MEDIATORS
The paper is devoted to the new global approach in teaching future mediators. Mediators are interpreters and translators among representatives of different cultures of language and are able to resolve a conflict. Future mediators should have pluricultural conceptual world view for implementation of professional functions. The author identified the main features of global approach: immensity, universalism, Internet, appearance of global world structures and introduction of unified standards. There were identified the tasks of the research:1) to study the process of globalization and culture globalization; 2) to study Common European Framework of Reference for Languages; 3) to define teaching principles of global approach. The methodology of the study is the analysis of scientific literature: papers, books, theses, professional websites. Characteristics of global approach were identified based on main features of globalization: pluricultural competence, digital technologies, teaching principles according to the global approach and linguistic safety. The kinds of linguistic safety are the informational linguistic safety of verbal communication, state-political aspects of informational linguistic safety, social aspects of informational linguistic safety, personal-psychological aspects of informational linguistic safety (sociocultural of language informational linguistic safety). Globalization and culture globalization influence the teaching process. The global approach of teaching of future mediators is a need at this stage of teaching. A recent research can be applied in pluricultural pedagogical and pluricultural psychological fields of knowledge. The ideas described in the paper might be used by teachers and lecturers of foreign languages, pluricultural communication, culturology and professional psychology. Informational linguistic safety is considered as a component of content of future mediators.
Список литературы
-
Бессарабова И.С., Скачкова И.И., Кобзарь А.В. Поликультурное образование в России и за рубежом: учебно-методическте пособие (для студентов высших учебных заведений). Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. 216 с
-
Горохов Б.М. Поликультурное обучение учащихся в деятельности отечественных заграншкол: атореф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2009
-
Кравченко А.И. Культурология: словарь. М.: Академический проект, 2001. 671 с
-
Толстанова М.В. Глобализация // Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах. Том I / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. С. 471-476
-
Лисицкая Л.Г. Коммуникативные нормы и лингвистическая безопасность современных медиатекстов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 1. С. 85-89
-
Ремизов В.А., Янкова Н.А. Лингвокультурологическая безопасность общества: объяснение понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 5 (73). С. 57-64
-
Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. 624 с
-
Халеева И.И. Лингвистическая безопасность России // Вестник Российской академии наук. 2006. Т. 76. № 2. С. 104-111
-
Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, assessment.Companion volume with new descriptors. Strasbourg: Council of Europe, 2018
-
Parekh B.Common Citizenship in Multicultural Societies // The Round Table. 1999. Vol. 88 (351). Pp. 449-460
-
Prashad V. Everybody Was Kung Fu Fighting: Afro-Asian Connections and the Myth of Cultural Purity. Boston: Beacon Press, 2001