Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (58) (2022)
УДК 37.013.73
DOI 10.24888/2073-8439-2022-58-2-133-141
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УНИКАЛЬНОГО ОПЫТА ЕЛЕЦКОГО КРАЯ
Значимая идея мыслителей Елецкого края связана с экзистенциальными и историческими переменами, с образом дореволюционного города, родных мест и трансформаций, обусловленных образом другой, революционной России. Это идея диалектики временного и вечного в человеке, постоянного и наносного в его характере и личностном типе. В. Розанова, И. Бунина и М. Пришвина объединяют в размышлениях о Елецком крае несколько незыблемых тем, которые составляют инстанцию родных мест в мышлении. Это религиозность, одиночество и природа. Философия образования рождается на пересечении проблематики философии и педагогики, предоставляя научной практике богатое сплетение различных проблемных вопросов, рассмотрение которых служит более глубокому раскрытию особенностей философского подхода к обучению и воспитанию. В статье раскрываются детали диссертационного процесса, в котором используются идеи философии образования различных мыслителей, судьба которых связана с Елецким краем. Разнообразные тексты рождены и обретают бесконечное богатство в осмыслении экзистенциалов, воспринятых в родных и дорогих сердцу местах. Понятие «Елецкого хронотопа» может стать основой в осмыслении духовного, философского и научного потенциала региона. Опыт осмысления уникальности Елецкого края становится методологическим принципом в таких видах деятельности, как диссертационный процесс, формирование интеллектуального аппарата для того, чтобы эффективно демонстрировать, как работают концепты на уровне категориальной рефлексии.
PHILOSOPHY OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF A UNIQUE EXPERIENCE OF YELETS REGION
A significant idea of the thinkers of the Yelets region is associated with existential and historical changes, with the image of a pre-revolutionary city, native places and transformations associated with the image of another, revolutionary Russia. This is the idea of the dialectic of the temporal and eternal in a person, permanent and alluvial in their character and personality type. V. Rozanov, I. Bunin and M. Prishvin combine in their reflections on the Yelets Region several unshakable themes that constitute the instance of native places in thinking. These are religiousness, loneliness and nature. The philosophy of education is born at the intersection of the problems of philosophy and pedagogy, providing scientific practice with a rich interweaving of various problematic issues, the consideration of which serves to reveal more deeply the features of the philosophical approach to teaching and upbringing. The article reveals the details of the dissertation process, which uses the ideas of the philosophy of education of various thinkers whose fate is connected with the Yelets region. Various texts are born and acquire infinite richness in the comprehension of existentials perceived in native and dear places. The concept of the “Yelets Chronotope” can become the basis for understanding the spiritual, philosophical and scientific potential of the region. The experience of understanding the uniqueness of the Yelets Region becomes a methodological principle in such activities as the dissertation process, the formation of an intellectual apparatus in order to effectively demonstrate how concepts work at the level of categorical reflection.
Список литературы
-
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Художественная литература», 1975. С. 234-407
-
Белканов Н.А. Оценка советской школы педагогики 1920-х годов в педагогической советологии: автореф. дис. … д. пед. наук. Елец, 2003. 30 с
-
Борисова Н.В. Художественное бытие мифа в творческом наследии М.М. Пришвина: автореф. дис. … докт. филол. наук. Елец, 2002. 37 с
-
Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. М.: Правда, 1989. 426 с
-
Видякова З.В. Становление русской школы в теории и практике (с древних времен до октября 1917 года): автореф. дис. … докт. пед. наук. Елец, 2001. 38 с
-
Дао-Дэ цзин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 663 с
-
Дудина Т.П. Эволюция этико-эстетической мысли в русской исторической драматургии XIX века: автореф. дис. … докт. филол. наук. Елец, 2006. 38 с
-
Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М.: «Правда», 1991. С. 481-697
-
Плеханов Е.А. Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике (вторая половина XIX-XX вв.): автореф. дис. … докт. пед. наук. Елец, 2004. 32 с
-
Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 328 с
-
Ermolaev V.A., Ruban D.A., Yashalova N.N., Latushko N.A., van Loon A.J. Missions of Russian Cheese Producers: Principal Components and Relevance for Rural Communities // Agriculture. 2020. Vol. 10 (3). 68. https://doi.org/10.3390/agriculture10030068
-
Kasatkina T. The two-fold image and philosophy of personality in the works of F.M. Dostoevsky // Studies in East European Thought. 2021. Vol. 72 (3). Pp. 217-226. https://doi.org/10.1007/s11212-020-09374-2
-
Moore H.J. Antinomism in Twentieth-Century Russian Philosophy: The Case of Pavel Florensky // Studies in East European Thought. 2021. Vol. 73 (1). Pp. 53-76. https://doi.org/10.1007/s11212-020-09378-y
-
Obolevitch T. Ontologism in Semyon Frank // Studies in East European Thought. 2021. Vol. 73 (2). Pp. 155-168. https://doi.org/10.1007/s11212-020-09369-z