Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №14 Том №2 (II квартал 2011)
УДК 378
КРИЗИС РАЗВИТИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье ставится вопрос о необходимости при подготовке педагогических кадров уделять особое внимание анализу явлений, характеризующих кризисное развитие ребенка. Понимание логики развития в данный период создает условия для конструктивного разрешения педагогом затруднений во взаимодействии с учащимися, переживающими возрастной кризис.
Ключевые слова
кризис; возрастной кризис; переживание; психологическое содержание кризиса; структура критического возраста; рефлексия
In article the attention to the question on necessity is brought by preparation of pedagogical shots to give particular attention to the analysis of the phenomena characterizing crisis development of the child. The understanding of logic of development during the given period creates conditions for the constructive permission the teacher of difficulties in interaction with the pupils enduring age crisis.
Key words:
crisis; age crisis; experience; the psychological maintenance of crisis; structure of critical age; a reflection
Список литературы
-
Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия [Текст] / А.А. Бизяева. - Псков: ПГПИ им. С.М Кирова, 2004.
-
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968.
-
Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1995.
-
Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1984. т.4.
-
Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.
-
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М., 1979. - Т.2.
-
Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. - 1972, №2.
-
Нежнова, Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст] / Т.А. Нежнова // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 1988. - № 1.
-
Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1994. - №1.
-
Поливанова, К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога [Текст] / К.Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2.
-
Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического развития [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерсан // Вопросы психологии. -1996. - № 5.
-
Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - СПб., 2007;
-
Худоян, С. С. Переходные и критические возрасты в жизни человека [Текст] / С.С. Худоян // Наука и техника. - № 1-3. - 1999.
-
Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерсан. - М., 1994.
-
Эльконин, Д.Б. Психологический анализ кризисов. Послесловие [Текст] // В кн. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. - Т.4. - М., 1984.
-
Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1994.
-
Эльконин, Д.Б. Выдержки из научных дневников [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. тр. - М., 1989.
-
Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб., 2002.
-
Offer, D. Tree developmental routes through normal male adolesense / D. Offer, J. Offer // Adolescent Psychiatry, 1976. - V.47.
-
Valverde, 1982. The self-evolving supervisor // Supervision of teaching. Alexandria, V.A.