Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №14 Том №2 (II квартал 2011)
УДК 378
Обеспечение качества образования в вузе: многоаспектность исследовательских подходов
В статье рассматриваются проблемы качества образования как сложного многокомпонентного объекта управления в системе высшего профессионального образования. Обоснована актуальность изучения проблемы обеспечения качества образования в вузе на основе складывающихся теоретических, образовательно-политических и организационно-практических предпосылок. Предложен анализ исследовательских подходов к проблеме качества образования, его методологической и нормативной основы, который обеспечит актуализацию преподавательского коллектива как ресурса реализации системы менеджмента качества.
Ключевые слова
тенденции в системе образования России; государственная политика в области образования; высшее профессиональное образование; качество образования
The given plan is devoted to the problems of quality provision of higher vocational training. As for the Russian Federation, the author mentions that the given problem appeared at the end of the XX century reflecting the strivings of our country after integration into one global educational space. The main reasons of this process are the following: 1) education doesn't correspond to the requirements of the developing economy 2) extended independence of educational institutions 3) growth of innovational technologies of educational system. The author points that one of the main problems is also a problem of educational activities organization which must be adequate to the modern requirements of professional training. Particular attention in the article is paid to educational, political and practical pre-conditions promoting elaboration of quality of specialists training. Here belongs innovational development of Russian education, its modernization; state documents accepted in the last few years, Russia's joining Bologna process, introduction of the Unified State Exam and so on. The author also considers a question concerning the project "Education" which task is to accelerate the modernization of Russian education. At the end of the article the author describes two main stimulating mechanisms of the necessary system changes in education. They are: 1) the introduction of elements of new managing mechanisms and approaches into mass practice 2) priority support of the leaders - "growth points" of new quality of education.
Key words:
quality of professional training; higher vocational training system; global educational space; innovational technologies of educational system; the system of quality evaluation; quality management in higher educational institutions; national educational
Список литературы
-
Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение [Текст]: рекомендации по результатам научных исследований; под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб., 2006. - 72 с.
-
Заир-бек Е.С., Тряпицына А.П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение [Текст]: рекомендации по результатам научных исследований / Е.С. Заир-бек, А.П. Тряпицына; под ред. акад. Г.А. Бордовского. - СПб., 2006. - 63 с.
-
Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе [Текст]: материалы международной конференции. - СПб., 2007. - 228 с.
-
Куликов, Ю. Система оценки качества учебного процесса [Текст] / Ю. Куликов, И. Свистунов // Высшее образование в России. - №5. - 2006.
-
Мозгарев, Л.В. Учитель и качество образовании [Текст] / Л.В. Мозгарев, В.П. Панасюк // Педагогика. - №1. - 2007.
-
Граничина, О.А. Математические модели контроля качества образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования [Текст] / О.А. Граничина. - СПб., 2008. - 180 с.
-
Татур, Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа [Текст] / Ю.Г. Татур. - М., 1999. - 280 с.
-
Системы управления качеством: проектирование, организация, методология [Текст] // Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика»; под науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезнёвой и д-ра филос. и экон. наук А.И. Субетто. - Кн. 4. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 232 с.
-
Субетто, А.И. Система управления качеством в вузе (модель) // Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика»; под науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезнёвой и д-ра филос. и экон. наук А.И. Субетто [Текст] / А.И. Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 25 с.
-
Проблемы качества образования. Книга 2. Оценка и управление качеством в высшем образовании [Текст] // Материалы XII Всероссийского совещания. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 87 с.
-
Петрова, Г.И. Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе [Текст] / Г.И. Петрова; под ред. М.Б. Бергельсон. - М.: МОНФ, 2000.
-
Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования [Текст]: лекция-доклад / Н.А. Селезнева. - Изд. 2-е, доп. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 95 с
-
Олейникова, О.Н. Международные исследования в области сравнительного образования [Текст] / О.Н. Олейникова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 223 с