Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №14 Том №2 (II квартал 2011)
УДК 159
Корреляционные соотношения индивидуально-типологических и интеллектуальных характеристик студентов-педагогов с опознанием невербальной экспрессии
Работа посвящена описанию особенностей опознания невербальной экспрессии студентами с разными типологическими и интеллектуальными особенностями. Были использованы следующие методы: оценка времени простой двигательной реакции, методика ОСТ В.М. Русалова, методика М. Люшера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, методика В.А. Лабунской. Испытуемыми были 124 студента 1-2 курсов. Показано, что эффективность опознания невербальной экспрессии соотносится с увеличением устойчивости сенсомоторной реакции и функциональных возможностей нервной системы, возрастанием значений социальных компонентов темперамента (эргичности, пластичности и темпа), а также более высокими характеристиками невербального интеллекта.
Ключевые слова
опознание; эмоциональная экспрессия; темперамент; свойства ЦНС; студенты
The article is devoted to the description of the peculiarities of emotion identification by students with different typological and intellectual characteristics. The appraisal of the simple motor reaction time, method OST by V.M. Rusaloff, test by M. Luscher, test by Raven, test by V.A. Labunskaya. 124 first and second year students were participants. It is shown, that the effectiveness of the identification of nonverbal expression correlates with the sesori-motor reaction stability and function possibilities of the CNS, social parameters of temperament increase (ergicity, plasticity and temp), and with nonverbal intelelligence.
Key words:
identification; emotional expression; temperament; CNS; students
Список литературы
-
Дорофеева, Э.Г. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний [Текст] / Э.Г. Дорофеева // Психологические заболевания. - Л., 1970.
-
Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание [Текст] / В.А. Лабунская. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.
-
Лоскутова, Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции [Текст] / Т.Д. Лоскутова // Физиологический журнал СССР им. И.М. Сеченова, 1975. - Т.61 - № 1. - С. 3-11.
-
Николаева, Е.И. Особенности кодирования эмоций детьми в норме и с дефицитарным типом психического развития [Текст] / Е.И. Николаева, Н.И. Колчева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. - Т.1, №1. - С.50-59.
-
Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст]: учебное пособие; под общ. ред. А.С. Солодкова. - СПб.: ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - М.: Советский спорт, 2006. - 192 с.
-
Русалов, В.М. Опросник структуры темперамента [Текст]: методическое пособие / В.М. Русалов. - М., 1990.
-
Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства [Текст]: учебник для студентов средних учебных заведений. - М.: Академия, 2008.
-
Garlick, D. Understanding the Nature of the General Factor of Intelligence: The Role of Individual Differences in Neural Plasticity as an Explanatory Mechanism. Psychological Review. - 2002. -V.109, N.1. - P.116-136.