Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №14 Том №2 (II квартал 2011)
УДК 159
Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана)
В статье сравниваются личностные особенности 65 учеников 5 и 116 учеников 9 классов средних школ Махачкалы, а также 50 учеников 5 классов и 53 подростков 9 классов, проживающих в интернате. Были использованы методика диагностики темперамента и пятифакторный личностный опросник («Большая пятерка») Р. МакКрае и П. Коста. Подростки 12 лет, проживающие в условиях интерната, более интровертированы, обособлены, импульсивны и практичны по сравнению со сверстниками, проживающими в семьях. Подростки 16 лет, проживающие в условиях интерната, менее выносливы, чем их сверстники, проживающие в семьях.
Ключевые слова
личностные особенности; подростки; интернат
In the article the personal characteristics of the 65 teenagers of the 5th form and 116 teenagers of 9th of the secondary school living in families were compared with ones of 50 teenagers of 5th grade and 53 teenagers of 9th grade living in children's home. Strelau Temperament Inventory (Strelau, 2007) and fifth factor personal Inventory R. MacCrae and P. Costa were used. The data showed, that 12 years teenagers living in children's home were more introversive, solitary, impulsive and practical in comparison with their contemporaries living in the families. 16 years teenagers living in the children's home were less enduring then the teenagers the same age living in the families.
Key words:
personal characteristics; teenagers; children's home
Список литературы
-
Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст]; пер. с англ. - М.: Академический проект, 2006.
-
Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Вестник Московского университета [Текст] / Л.С. Выготский. Сер.14. Психология. 1991. №4. С. 101-114.
-
Меренкова, В.С. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни [Текст] / В.С. Меренков, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. Т3 №3. - С. 53-60
-
Орел, В.Е. Разработка русскоязычной версии личностного теста NEO PI-R [Текст] / В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, И.Г. Сенин. - Деп. в ИНИОН № 52220 9.10.97.
-
Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) [Текст]: учебно-методическое пособие / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук. - М.: Смысл, 2007. - 104 с.