Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №14 Том №2 (II квартал 2011)
УДК 159.922.7
Психофизиологические особенности зрительного опознания цифровых символов на цветовом фоне у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности
Ювенильность - это ведущий конституциональный признак, от которого зависит ряд психологических, психофизиологических и антропометрических характеристик современного человека. Цель исследования: изучить психофизиологические особенности зрительного опознания цифровых символов на цветовом фоне у девушек 18-23 лет с разной степенью ювенильности. Нами использовались антропометрические методики, компьютерная методика исследования когнитивных функций и их состояний «Радуга». Установлено, что в первой серии теста у высокоювенильных девушек время перцептивно-моторных реакций (ВПМР) короче, чем у низкоювенильных, при опознании 18-го и 30-го размера шрифта; у среднеювенильных девушек ВПМР короче, чем у низкоювенильных, при опознании 30-го размера шрифта. Во второй серии ВПМР меньше у высокоювенильных девушек при опознании 18-го размера шрифта, в сравнении с низкоювенильными испытуемыми. Высоко- и среднеювенильные девушки быстрее реагируют на зеленый цвет фона прямоугольников в тестовой таблице, чем низкоювенильные. Среднеювенильные девушки быстрее реагируют и на белый цвет фона прямоугольников, в сравнении с девушками с низким уровнем ювенильности.
Ключевые слова
зрительное опознание; перцептивно-моторные реакции; интеллект; ювенильность
Juvenile is main attribute of modern persons constitution, which determines psychological, psychophysiological and anthopometrical characteristics. It is expressed in increasing of a brain cranium and decreasing of face cranium. The aim of our investigation is to study the psychophysiology characteristics of a visual identification of digital symbols on a color background at females 18-23 years old with a different juvenile degree. We used anthopometrical methods, "Rainbow" computer method for research of cognitive functions and their conditions. We have shown, that highjuveniles females have smaller time of reactions (TR) on 18-th and 30-th size of font, than at lowjuveniles females in the first series of test. Middlejuveniles females have more shortly TR on 30-th size of font, than at lowjuveniles females in the first series of test. In the second series TR on 18-th size of a font is less at highjuveniles females, than lowjuveniles females. Highjuveniles and middlejuveniles females have fast time of reaction for green color of a background, than lowjuveniles females. Middlejuveniles females have quickly reaction on white color of a background, in comparison with females which have a low level of juvenile.
Key words:
visual identification; perceptual-motor reaction; intelligence; juvenile
Список литературы
-
Каменская, В.Г. Оценка психологических свойств когнитивной деятельности юношей и девушек, осваивающих программы высшей школы [Текст] / В.Г. Каменская, А.В. Морозова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2009, №2 (1-2). - C. 45-67.
-
Лупандин, В.И. Основы сенсорной физиологии [Текст] / В.И. Лупандин. - М.: Сфера, 2006. - 288 с.
-
Никишина, Н.А. Диагностика причин разной эффективности процессов внимания у студентов [Текст] / Н.А. Никишина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2010. № 4. - С. 60-63.
-
Рудкевич, Л.А. Значение параметра «ювенильность» в оценке конституции и поведения подростка [Текст] // Ананьевские чтения-97. - СПб, 1997.
-
Рудкевич, Л.А. Связь интеллектуальных характеристик дошкольников с конституциональным параметром «ювенильность» [Текст] // Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности: матер. Всероссийск. конф. 17-19 апр. - СПб, 2000.
-
Фершильд, М.Д. Модели цветового восприятия [Текст] / М.Д. Фершильд // Munsell color science laboratory Rochester institute of technology, USA, 2004. - 437 с.
-
Engle R.W., and Kane M.J. Working - Memory Capacity and the Control of Attention: The Contributions of Goal Neglect, Response Competition, and Task Set to Stroop Interferense // Education & Learning. 2005. March. Vol. 29, № 2. Р. 47-71.